«Билль» вступает в силу. Что выиграет моряк?

 

До вступления в силу Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве» (ее еще называют «Биллем о правах моряков») осталось несколько месяцев. Какие изменения внесет она в жизнь плавсостава?

Документ охватывает все аспекты работы моряка – от прохождения медкомиссии и трудоустройства до организации отдыха и разбора жалоб. Поскольку моряки работают как на российских, так и иностранных судах (под удобным флагом), необходимо понимать, что Конвенция распространяется на всех моряков, независимо от места работы. В ней имеется специальное указание: все моряки, постоянно проживающие на территории государства, должны иметь уровень социального обеспечения такой же, как и работники на берегу. 

            Минимальные требования

В первом разделе Конвенции «Минимальные требования в отношении труда моряка на борту судна»  рассказывается о правилах найма на судно и требованиях к морякам. Они должны быть не моложе 16 лет, иметь медицинское свидетельство, удостоверяющее их годность к выполнению обязанностей в море, а также дипломы, подтверждающие квалификацию. Конвенция запрещает агентствам по найму под любым предлогом взимать деньги с моряков за трудоустройство.  До выхода в рейс крюинг обязан информировать моряков об их правах и обязанностях, особенностях работы у судовладельца, знакомить с содержанием коллективных договоров. Если моряк трудоустроился на судно, на котором не выплачивается зарплата, то ответственность за это возлагается не только на судовладельца, но и на крюинг, направивший моряка.

Следить за работой крюинговых агентств должно государство в лице компетентных органов. 

            Условия труда

Второй раздел описывает условия занятости: принципы начисления заработной платы (размер не устанавливается), время труда и отдыха, ежегодные отпуска, репатриацию. По Конвенции у каждого моряка на руках должен быть трудовой договор, а его копия на английском языке должна быть доступна надзорным органам, которые проверяют трудовые отношения. В договоре должны быть четко прописаны условия труда и размер заработной платы. На судне должен быть 8-ми часовой рабочий день, а переработка обязательно оплачиваться. При этом ставка за сверхурочную работу должна быть как минимум на 25 процентов выше почасовой базовой ставки. Учет сверхурочной работы ведет капитан. Он ежемесячно под роспись должен выдавать моряку документ, в котором ведется учет сверхурочных часов.

На каждом судне должен быть коллективный договор для экипажа.

В Конвенции также сказано, что моряки не должны подвергаться никаким денежным штрафам помимо тех, которые прописаны в коллективных и трудовых договорах. Российским законодательством штрафы для работников не предусмотрены и не могут взиматься.

Отдельной строкой в трудовом договоре прописывается право на репатриацию, медицинское обслуживание и страховку на случай травм. Пределы времени труда и отдыха устанавливаются следующим образом: максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 14 часов в сутки (с учетом сверхурочных), для моряков младше 18 лет – 8 часов. Ежесуточно моряк должен отдыхать не менее 10-ти часов. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен исчисляться из расчета не менее 2,5 дней за каждый месяц работы.

Особое внимание уделяется вопросу репатриации. Согласно Конвенции, моряк имеет право на репатриацию по медицинским показаниям: в случае болезни или травмы, если врачи считают его пригодным для транспортировки, а также в связи с истечением трудового договора. В случае, когда судовладелец не может выполнять свои обязанности, моряки также подлежат репатриации. При этом все дорожные расходы оплачивает судовладелец. Моряк, согласно Конвенции, не должен платить за свое возвращение домой. Если же судовладелец не может оплатить моряку дорогу домой, то репатриация производится за счет государства.

Также морякам полагается компенсация за имущество в случае утраты или затопления судна. Экипажи должны быть полностью укомплектованы, а моряки иметь возможности для повышения квалификации и карьерного роста. 

Условия проживания

Третий раздел досконально описывает санитарные требования к условиям проживания на судах. Спальные помещения для мужчин и женщин должны быть раздельными. На каждые шесть человек  полагается один душ и туалет. Должно быть прачечное оборудование.

Конвенция также выдвигает ограничения по уровню шума, вибрации, освещенности и другим санитарно-гигиеническим условиям. Суда должны быть оснащены системами отопления и кондиционирования.

У моряков должна быть комната отдыха с телевизором и библиотекой, и оборудованная «курилка». Моряки должны иметь возможность для общения с родственниками по телефону и интернету по разумной цене. А рацион питания должен не только быть достаточным по калорийности, но и учитывать религиозные требования и традиции членов экипажа. 

            Здоровье

Четвертый раздел посвящен вопросам охраны здоровья, социального обеспечения, доступа моряков к социальным объектам на берегу. Все суда в обязательном порядке оснащаются судовой аптечкой и медицинским оборудованием. Какие лекарства входят в аптечку – это предписывает национальное законодательство. На судах со 100 и более моряками на борту в обязательном порядке должен быть квалифицированный врач. Там, где его нет, в составе экипажа должен быть как минимум один моряк, прошедший соответствующую подготовку, способный оказать скорую помощь и отвечающий за медицину. Кроме того, в случае необходимости каждое государство, подписавшее Конвенцию,  обязывается обеспечивать консультации с профессиональными врачами по радиосвязи. 

Обязанности государства

Раздел пятый определяет систему обеспечения государством выполнения требований Конвенции как на судах, работающих под его флагом, так и на заходящих в его порты иностранных судах. Каждое национальное судно должно иметь Свидетельство о соответствии трудовым нормам, должна быть создана эффективная система инспекций собственных и иностранных судов на соответствие Конвенции. Также должны быть разработаны процедуры разрешения жалоб моряков на судне и на берегу. 

Нужен порядок

Конвенция предусматривает возможность предоставления полномочий по инспектированию судов так называемым  признанным организациям – общественным институтам, способным независимо от властных структур выполнять эту функцию. В качестве такой организации Российский профсоюз моряков готов предложить себя.

Рано или поздно все необходимые законы будут приняты, компетентные органы назначены, ответственность судовладельца установлена. И здесь важно подчеркнуть, что многое зависит от готовности моряков бороться за свои трудовые права. Конвенция предусматривает механизм разрешения жалоб моряков, который должен четко работать. Если жалоба не разрешена на судне – она разрешается на берегу. Для этого в РПСМ должна быть информация о конфликте.