«Билль» нужен всем

СКФ Новошип готовит свои суда к добровольной сертификации на соответствие требованиям «Билля о правах моряков». Так называют Сводную конвенцию Международной организации труда «О труде в морском судоходстве» (MLC) 2006 года, которая вступает в силу в августе этого года. Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) продолжает кампанию в поддержку конвенции. Технический инспектор труда Игорь Холявка побывал на судах компании, вернувшихся в родной порт.  

Капитан NS Lotus Сергей Кострюков, как выяснилось, всего полчаса как в должности. Он меняет на мостике Александра Кушакова, отработавшего свой контракт. Однако, для обоих главное событие этой весны в мире судоходства  – сертификация, которая предстоит NS Lotus в ближайшее время. 

- «Билль о правах моряков» я изучил, как только он появился - в 2006 году, - рассказывает Сергей Михайлович. -  Должен сказать, в нем нет того, чего не требуют классификационные общества и нефтяные компании, Международная федерация транспортников или европейский Port state control. Недаром ведь MLC называют Сводной конвенцией. Просто теперь объединили в один документ все, что действовало и раньше в области соблюдения прав моряков и обеспечения им достойных условий труда и отдыха. А СКФ Новошип, будучи лидером российского судоходства, всегда придерживался самых высоких мировых стандартов.

Передав дела, капитан Александр Кушаков может наконец-то вздохнуть свободно и отправиться в отпуск. Две последних недели ему пришлось посвятить опросникам (чек-листам), которые лягут в основу судовой Декларации о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. Александр Владимирович показал нам увесистый талмуд - папку с заполненными формами и готовой Декларацией. Осталось дождаться появления на борту аудитора администрации флага судна.

- Это может произойти в любом порту, куда пошлют NS Lotus: Батон-Руж, Фос или любая друга точка земного шара. Мы готовы принять инспектора на борт и провести освидетельствование, - дружно подтверждают оба капитана.

Причем, суда Новошипа соответствуют не только обязательной к исполнению части А кодекса MLC, но и большинству разделов части B, которая носит лишь рекомендательный характер. Это значит, что на судах пароходства уже есть то, о чем многие моряки могут только мечтать: благоустроенные личные каюты, сауна, «курилка», в которой стоит «плазма» с большой диагональю.

- В Тузле в прошлом декабре у NS Lotus был плановый ремонт. Нам обновили судовой спортзал, - рассказал Александр Адамов, второй помощник капитана, показывая нам судно. – Вот стол для пинг-понга, боксерская груша и беговой тренажер. Ходить сюда стало приятней вдвойне.

Танкер «Тихорецк» родной порт встретил негостеприимно. Не успел он встать к седьмому причалу нефтегавани «Шесхарис» и начать погрузку, как было получено штормовое предупреждение. Когда техинспектор труда ЮТО РПСМ поднялся на борт, манифольды уже отсоединяли, а буксир «Толковый» нетерпеливо «топтался» рядом, готовясь вывести «Тихорецк» из бухты.

- Причал прижимной, но сила ветра увеличивается с каждым часом: готовимся к отходу на якорную стоянку в районе Кабардинки, - рассказывает старпом Сергей Бабушкин. – Такое часто случается в Черном и Средиземном морях. «Тихорецк» уже давно работает в регионе, привыкли. Сейчас вот прервали погрузку, делаем контрольные замеры груза в танках.

Пока идут приготовления к отходу, капитан Левон Меликьян рассказал о подготовке к освидетельствованию по MLC.

- Сейчас мы работаем над чек-листами, на основании которых составляется Декларация, - поясняет Левон Андреевич. - Знаю, что инспектор государства флага в первую очередь  обратит внимание на режим труда и отдыха моряков, соблюдение пределов допустимой переработки. Для этого на судне ведется табель учета рабочего времени. Ежемесячно моряк получает документ, в котором отражен учет его трудовых часов. В сутки со сверхурочными их не должно быть больше четырнадцати. Отдыхать моряк должен не менее десяти часов. Естественно, на «Тихорецке» неукоснительно соблюдают эти правила. Нам осталось проследить, чтобы  все это было отражено и в документации. Во время инспекции аудитор администрации государства флага проверит соответствие Декларации реальному положению вещей: проведет интервью с членами экипажа, сверит судовую документацию. Камбуз, личные каюты и кают-компания также должны соответствовать санитарным требованиям. 

-  Для добросовестных судовладельцев «Билль о правах моряков» – еще один знак качества, - подвел итог Игорь Холявка. –  А вот для  субстандартных судов, на которых интересы моряков попираются самым вероломным образом, MLC должен стать финальным аккордом. Именно поэтому морские профсоюзы всех стран, в том числе и РПСМ,  добивались ратификации этой конвенции.

Смотрите наши фоторепортажи с NS Lotus и NS Tikhoretsk.