«Билль о правах моряков»: от слов к делу

Вся жизнь - на «Параде»

Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков проводит кампанию «Билль о правах моряков»: от слов к делу» в поддержку конвенции MLC-2006, принятия которой добивались морские профсоюзы.

К причалу нефтегавани «Шесхарис» встал под погрузку танкер NS Parade СКФ Новошип. Мы были здесь в феврале прошлого года. Тогда как раз началась добровольная досрочная сертификация судов группы компаний Совкомфлот на соответствие требованиям Сводной конвенции Международной организации труда «О труде в морском судоходстве» (MLC) 2006 года. NS Parade проходил аудит в числе первых. И вот конвенции, которую чаще называют Биллем о правах моряков, скоро год. Что изменилось за это время?

- Лидеры судоходства, которые придерживается наилучших практик в области соблюдения прав моряков, позиций своих так просто не сдают, - рассказывает технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка. - Суда Новошипа соответствуют не только обязательной к исполнению части А кодекса MLC, но и большинству разделов части B, которая носит лишь рекомендательный характер. Это значит, что здесь уже есть то, о чем многие могут только мечтать: благоустроенные личные каюты, сауна, спортзал. И все-таки просто знать об этом профсоюзу недостаточно. Надо вновь и вновь убеждаться: конвенция работает, судно готово это подтвердить в любой день, а моряки жалоб не имеют.

 Вахта у трапа встречает нас в полном соответствии со всеми международными  требованиями: документы проверили, запись в журнал посещений внесли, провожатого выделили. Им оказался матрос Александр Радуль. Бывалый, вообще-то, моряк, он впервые был в рейсе на новошиповском судне: до этого работал на судах СКФ Юником. Разницы, говорит, не видит.

- NS Parade работает на коротком плече: грузимся в Новороссийске или Туапсе, а затем везем нефтепродукты в Турцию, Болгарию, Румынию или средиземноморские порты,  - рассказывает матрос. – Мне нравится, что мы работаем рядом с домом.  Почти каждый месяц бываем в Новороссийске.
Это, конечно, не означает, что все новороссийцы с «Парада» бывают дома в каждый заход. Вахта, комиссии, текучка: стоянка на современном танкерном флоте – это всегда час пик. И все-таки капитан  Виктор Деревянко, как выяснилось, старается построить работу так, чтобы максимальное количество моряков дома  побывать смогло.

На доске объявлений - месте доступном для всех - коллективный договор и сертификат MLC. Все - в соответствии с требованиями  Билля о правах моряков. Говорим с экипажем:  жалоб на условия труда и отдыха нет. На судне ведется строжайший учет рабочего времени. Табель учета  регулярно перепроверяется капитаном, а весь овертайм оплачивается в соответствии с колдоговором.

На этом этапе, в принципе, уже можно поворачиваться и уходить – проверка технической инспекции труда «Парадом» успешно пройдена.  Но не тут-то было. Теперь  пришла наша очередь отвечать на вопросы моряков: что новенького в профсоюзе? Что ж, у нас всегда что-то, да есть.
- На днях торжественно проводили на заслуженный отдых пенсионеров СКФ Новошип,  – рассказал Игорь Николаевич. – Собрались у нас, в офисе ЮТО РПСМ: единовременная денежная помощь, сертификаты на санаторно-курортное лечение, почетные грамоты, памятные подарки - все как предусмотрено в совместной социальной программе, разработанной профсоюзом и работодателем. И, конечно, много добрых слов и от руководства компании, и от нашего председателя.
Как оказалось, наши новости оказались вполне в тему. 

- Это ведь мой последний рейс. Тоже на пенсию ухожу, - сказал капитан  Виктор Васильевич  Деревянко. – Сорок три года в морях. Честно говоря, уже и отдохнуть  немного пора. Хочу на море с женой, как все.

Легко сказать «Ухожу!». Отпустит ли капитана его «Парад» - вот вопрос. Он так рассказывает о своем судне и его команде, что сразу становится понятно: опытного судоводителя моря  отпустят еще очень не скоро. 

- Маневренный – и это не смотря на тоннаж и габариты, NS Parade одновременно шесть сортов груза перевозить может, - рассказывает капитан о своем судне. -  Мы на нем ходили с ледокольным сопровождением по полуметровому льду в Высоцк: у нас же  ледовый класс. Фрахтователь на него просто не нарадуется. А экипажем своим я, честно, горжусь. Все как на подбор. Впрочем, почему «как»? Некоторых молодых я вел от должности к должности, растил специалистов, в которых уверен на все сто. А есть те, кого заприметил еще на прошлом своем судне, «Памире», и с кем вместе «Парад» принимал у корейцев.

Во время погрузки все пути на судне ведут в ПУГО – пульт управления грузовыми операциями. Здесь во время стоянки - и офис, и «мозг». Сегодня вахту несут  третий помощник капитана Руслан Баранов и старший помощник Артем Корниенко.

По словам Виктора Васильевича Деревянко, Артем - готовый капитан. Все время обновляющиеся данные автоматики, учет крена и дифферента и еще сто текущих вопросов на контроле не   мешают старпому рассказать в двух словах о своей работе:
- У нас стабильный, дружный экипаж: примерно сорок процентов работают тут с самой приемки NS Parade, с октября 2008 года. Пароход как дом родной, все друг другу доверяют. Это не просто  важно психологически – это дает еще и вполне ощутимые коммерческие преимущества.

С ним согласен и Руслан Баранов. Он как раз  из числа тех молодых специалистов, о которых говорил капитан Деревянко: пришел на «Памир» рядовым матросом, параллельно учился на штурмана -  и вот уже его первый рейс в должности третьего помощника капитана.

- Последний контракт был не скучным: погрузки ship to ship на Кипре и на монобуях в Сардинии, частое прохождение Босфора. Зато во время заходов в Новороссийск меня частенько навещали жена с дочкой Лизой. Ей сейчас три года. И все ей здесь страшно интересно, особенно на капитанском мостике. Уж не знаю, может еще один штурман в семье растет, - шутит Руслан.