«Бумажный» помощник планирует вырасти

 

Молодежный проект «Я выбираю море» реализуется ЮТО РПСМ на протяжении 6 последних лет. Он посвящен тем, кто только начинает свой путь в этой трудной, ответственной, романтичной и по-настоящему мужской профессии. О своем выборе рассказывает Александр Пискун, четвертый помощник капитана NS Spirit СКФ Новошип.

Возможность путешествовать и посмотреть мир большинство молодых моряков считают главными бонусами своей профессии. А для Александра Пискуна, четвертого помощника с NS Spirit СКФ Новошип, не меньшее значение имеет то, что это настоящая мужская работа, где все всерьез: и трудности, и поддержка товарищей по экипажу.

 

Его отец в морях большую часть жизни: работал механиком на рыболовно-рефрижераторных судах, затем в портофлоте. Туда же, на буксир «Толковый» пришел и его сын, когда учился в Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова.  Причем, не только на практику. Там же  Александр работал и в каникулы, палубным матросом.

- Бывало, ставим к причалам Шесхариса новошиповский танкер водоизмещением тысяч на сто, а я ловлю себя на мысли, что в один прекрасный день сам окажусь на мостике такого вот судна, - вспоминает он. -  Всегда нужно мечтать о чем-то большем, чем то, что у тебя уже есть. Ну, и конечно, работать для этого.

Все ровно так и произошло. Успешный курсант пришел на производственную практику в «Новошип» - и это стало для него поворотным моментом в жизни.

- Не забуду, как под присмотром опытного рулевого  стоял на штурвале, когда наше  судно шло по реке Делавэр, - вспоминает Александр Пискун. - Уже тогда я все для себя понял: это мое. И даже сомнений, в какую компанию идти работать, после той практики у меня не было.

Сразу после получения диплома он сдал документы в кадры пароходства. И очень скоро его пригласили на должность четвертого помощника на танкер Petrodvorets.

В первом же рейсе – Карибы.  Аруба, Бонэйр и Пуэрто-ла-Крус встретили молодого штурмана розовыми фламинго и песочными пляжами с водой небывалой синевы. Следующий рейс в этом плане тоже оказался очень интересным. Александру удалось не только исходить вдоль и поперек весь Стамбул, но даже посетить излюбленное место всех туристов - Принцевы острова в Мраморном море.

- Все это стало возможным потому, что Petrodvorets целых четыре месяца стоял в ремонте в Стамбуле, - рассказывает Александр. - Каждый день к нам на судно прибывали сотни рабочих, на палубе - тонны оборудования. Когда стоял вахту, приходилось следить за ходом работ, принимать снабжение, держать связь с шипчандлером, следить за своевременным  обновлением всех судовых сертификатов. А еще на мне, как на вахтенном помощнике, было ведение судового журнала (а это, между прочим, объект самого пристального внимания всех веттингов). Не знаю, что бы я делал со всем этим без советов нашего старпома, который с юмором относился к мелким накладкам и помогал оперативно их исправлять.

В общем, «бумажный» помощник, как еще называют «четвертых», с задачами своими справился достойно. К концу первых контрактов молодой офицер стал чувствовать себя гораздо увереннее. И не только с судовой документацией и штурманским софтом, но и с реальными повседневными задачами судоводителя.

В следующий контракт пароходство направило Александра Пискуна на  NS Spirit. Смена экипажа проходила в Японии. Эта страна его просто поразила:  

- Пока на поезде добирался из Кобе в порт Мизушима, за окном мелькали ровные участки бамбуковых рощ. Их сменяли аккуратные  квадраты рисовых чеков - и все это чередовалось с плотной жилой застройкой и многоуровневыми парковками. Нет ни одного клочка земли бесхозного, каждый метр используется рационально, но при этом нет  ощущения тесноты.

Район плавания тоже предстоял очень своеобразный: Сингапур, Тайвань, юго-восточное побережье Китая. Здесь тоже в деле едва ли не каждый метр акватории, движение очень интенсивное, а его участники - это в первую очередь рыболовные суда, которые просто игнорируют международные правила предупреждения столкновений в море. В этом регионе главное правило штурмана: в течение всей вахты не сводить глаз с радара.

- Там ведь буквально воды не видно, - говорит Александр. – На тебя надвигается целый живой материк из сейнеров, траулеров, баркасов и лодок. И сходить с твоего пути никто из них не намерен. Вызывать их по рации бесполезно – английского никто не знает. А еще ведь надо было учитывать не только маневренные характеристики нового для меня NS Spirit, но и сети, которые тянут за собой все эти джонки. Не хотелось бы их рвать – народ  все-таки на жизнь себе зарабатывает. А однажды в проливе обгоняющий нас трехсоттысячный  китайский танкер вдруг изменил курс прямо в сторону  NS Spirit. Слышим, по рации местный трафик-контроль  замечания китайцу шлет, тот в ответ  «Ok, Don’t worry», но триста тысяч тонн при этом продолжают двигаться на нас. Вот так и приходилось всю смену лавировать.

Спартанское спокойствие, хладнокровие и тонкий расчет  – вот что в этих условиях требовалось на мостике больше всего.

Стремиться к большему и продолжать расти – таковы планы Александра на ближайшее будущее.

- Сейчас на флоте все очень быстро меняется. Новые технологии, новые суда, сложные и амбициозные проекты входят в жизнь моряков. Меня, например, очень интересуют океанские буксиры-снабженцы  с системой динамического позиционирования. Или танкера типа «Тимофей Гуженко» на котором самсунговские инженеры установили специальные винторулевые колонки типа Azipod. С ними судно может одинаково легко двигаться как носом, так и кормой. Вот бы поработать на таких, - мечтает молодой штурман.

А может, это не мечты, а планы? С палубы буксира «Толковый» в порту Новороссийска он когда-то шагнул на мостик танкера. Так почему бы ему еще  раз не сделать чего-то подобного?