«Бумажный тигр» оказался настоящим

Год минул с тех пор, как своим решением о ратификации Сводной конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» Россия и Филиппины фактически дали старт реализации документа на практике. Ему предшествовала долгая и кропотливая работа на всех уровнях: министерства готовили соответствующие распоряжения, капитании портов оперативно обучали своих сотрудников, судовладельцы спешно приводили свой флот в соответствие. Конвенция действительно затрагивала все: медицинские требования к состоянию здоровья плавсостава, часы работы и отдыха, размер жилых помещений на судне. А самое главное – она дала экипажу возможность самому защищать условия своего труда. Недаром документ еще называют «Биллем о правах моряков».  

ТОП-нарушений

В преддверии вступления конвенции в силу Панамское классификационное общество, проводившее сертификацию и освидетельствование торговых судов, опубликовало список самых распространенных несоответствий новым требованиям. В их числе оказались непризнанные морскими властями медицинские сертификаты, неверный учет времени труда и отдыха, незнание моряков о процедуре подачи жалобы на своего работодателя.

А вот при освидетельствовании судов российским регистром чаще всего инспекторы сталкивались с другим серьезным нарушением. «Во многих случаях на судах отсутствовали трудовые договоры, хотя они должны находиться у моряков, а копии – храниться у капитана», – рассказал главный инженер-инспектор новороссийского филиала РС Сергей Комогоров.

Слова инспектора подтвердились итогами первого года работы MLC: по данным классификационного сообщества DNV, отсутствие или неправильное оформление трудовых договоров является нарушением конвенции №1. Следующим в списке оказалось наличие задолженности по зарплате морякам. 

– Наши проверки также показали, что члены экипажей смутно знакомы с текстом Сводной конвенции и не осознают серьезности ее  влияния на их работу, – продолжает инспектор PC.

Судно в море не пойдет! 

Поначалу настрой в экипажах действительно преобладал пессимистичный: мол, придумали очередного «бумажного тигра», грозного только в теории. А на практике он лишь добавит офицерам канцелярской волокиты. Однако уже осенью моряки увидели плоды работы по новым правилам.

Первое конвенционное задержание судна, на борту которого нарушались права моряков, произошло в датском порту Эсбьерг спустя всего две недели после вступления документа в силу. При проверке  теплохода «Atlantic Carrier» представителям PSC не предъявили трудовые контракты членов экипажа. Задержание оказалось сверхдейственной мерой: ровно сутки понадобились владельцу, чтобы устранить нарушение.

Следующим, первым для нашей страны, прецедентом стало задержание теплохода «SHT Husseyn Akil» в Новороссийске осенью прошлого года. Причина та же, и вновь судовладельцу пришлось в экстренном порядке разрешать проблему.

Через пару месяцев новороссийским инспекторам PSC снова пришлось прибегнуть к этой крайней мере и задержать балкер «Hermann Schoening», на котором было обнаружено нарушение посерьезнее: морякам три месяца не платили зарплату. «Если подтверждается факт невыплаты зарплаты экипажу, то такое судно, скорее всего, в море не пойдет, пока задолженность не погасят», – говорит главный государственный инспектор-начальник отдела по контролю судов государством порта в Новороссийске Владимир Анищенко.

Только за первый год работы согласно новым требованиям запрет на выход из портов по всему миру был наложен 160 раз – из них 4 раза в Новороссийске.  Таким образом, благодаря MLC сформировался эффективный и, главное, реально действующий механизм защиты трудовых прав – задержание судна, на котором ущемляют права моряков.

Конвенционные казусы

Этот год фактически стал «периодом апробации». Любопытный случай произошел в новороссийском порту с теплоходом «Дон» ростовской компании «Росшипком».  Проверка показала: экипаж недополучил около 70 тысяч долларов за свой труд. Более того, перед выходом в рейс каждый моряк написал расписку, в которой заранее дал согласие на возможную кратковременную задержку выплаты заработной платы. Это притом, что MLC обязывает судовладельца ежемесячно выплачивать морякам зарплату. Но самым возмутительным было то, что сертификат, подтверждающий соответствие «Дона» нормам Сводной конвенции, на борту тоже был! Судно, естественно, задержали, и долг перед моряками владелец погасил за 24 часа, но вопросы остались. 

Другой интересный случай произошел в Калининграде спустя всего месяц после вступления конвенции в силу. На одном из судов удобного флага профсоюзные инспекторы обнаружили целый ряд несоответствий, а самое главное – на судне отсутствовали требуемые по MLC документы, сертификат и декларация. Однако в местном PSC не стали задерживать теплоход, сославшись на распоряжение Минтранса, согласно которому в первый год действия конвенции портовые власти якобы не имеют прав задерживать суда-нарушители.

Подробные разъяснения мы получили в новороссийском PSC: «Действительно, подобная рекомендация была дана капитаниям портов. Но относилась она лишь к судам, на которых сертификата и декларации пока нет, но трудовые нормы при этом не нарушены. На настоящий момент конвенцию ратифицировали более 60-ти государств, представляющих около 80 процентов мирового тоннажа. Поэтому сейчас это ограничение сняли».

 MLC поменяла правила игры 

Но большинство компаний теперь все-таки предпочитают не нарушать MLC и работают по правилам. «Положительные изменения, с которыми мы связывали вступление «Билля о правах моряков» в силу, не заставили себя долго ждать, – говорит технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка, регулярно посещающий с проверками суда в портах региона. – Раньше на большинстве теплоходов не было даже трудовых контрактов членов экипажа, все отношения моряков с судовладельцем держались «на честном слове». Порой моряки месяцами работали без зарплаты. А после вступления MLC в силу контракты и платежные ведомости предъявляют по первому требованию».

По мнению экспертов, MLC вообще поменяла правила игры в судоходстве. Она дала морякам базовые права и ответственность за них. Особенно эта конвенция повлияла на капитанов, с ней они получили больше власти, чем государство флага.

К первой годовщине «Билля о правах моряков» специалисты МОТ подготовили короткометражный фильм «Один день из жизни в море». В нем собраны мнения моряков о его влиянии на их труд и быт. «На мой взгляд, одним из самых значительных изменений является то, что теперь в контракте должно быть строгое указание, какое количество часов нужно отработать, – говорит один из героев, третий помощник «APL Boston» Динеш Балу Сомасундарам. – Это позволяет соблюдать правильный баланс между работой и отдыхом и, в конечном счете, работает на повышение безопасности мореплавания». Видео размещено по адресу: youtube.com/watch?v=zK51hlF4Izw

Выходит, что уже в первый год работы Сводная конвенция реально повлияла на жизнь моряков: трудовые контракты теперь оформляются вовремя, овертайм строго учитывается, задолженности по зарплатам ликвидируются. Более того, уже сейчас понятно, в каких важных изменениях нуждается этот инструмент регулирования трудовых отношений на море. Недавно специальный комитет МОТ принял поправки о финансовых гарантиях для моряков в случае разорения компании. Они предусматривают обеспечение выплаты заработной платы и репатриацию при оставлении в порту, а также компенсацию в случаях смерти или длительной инвалидности.