«Бурбон» снова попал в историю

Российско-украинский экипаж балкера Bourbon под флагом Либерии голодает у берегов Манилы.

Само судно обесточено, из-за отсутствия электричества на борту пропадают последние продукты, нет питьевой воды. 15 моряков, жителей Украины, Краснодарского края и Дальнего Востока, всю неделю питаются яблоками и пытаются добиться от греческой компании-судовладельца внятного ответа на вопрос, когда они вернутся домой.

– Мы экипаж судна Bourbon, помогите нам уехать отсюда, – написали в профсоюз российские моряки с филиппинских берегов. – Ситуация у нас ужасная, мы не кушаем, не можем помыться, основные дизель-генераторы вышли из строя, стоим на аварийном.

Члены экипажа рассказали, что о проблемах на Bourbon они узнали сразу после посадки на судно 27 июля в порту Находка. Выяснилось, что балкер, на котором им предстоит работать, меньше месяца назад прославился в СМИ. Поводом тогда стал арест из-за задолженности по зарплате предыдущему экипажу. Проблему удалось решить благодаря участию представителей РПСМ и своевременному задержанию судна в порту.

3 августа Bourbon уже с новым экипажем вышел из Находки и взял курс на Филиппины. Однако, как рассказывают моряки, судно с самого начала находилось в аварийном состоянии. «Мы только и делали, что боролись с откачкой воды, чтобы не затопило», – отметил один из членов экипажа.

– Каким-то чудом они добрались до Манилы 16 августа, а дальше проблемы начали расти, как снежный ком, – рассказывает инспектор ITF в Новороссийске Ольга Ананьина. – На борту отключили электричество, из-за этого портятся продукты, нет воды, есть задолженность по зарплатам.

Новороссийский инспектор сразу же проинформировала о ситуации на борту своего филиппинского коллегу, который и связался с портовыми властями. Аварийное судно задержали, однако, как отмечает Ольга Ананьина, для моряков ничего не поменялось в лучшую сторону.

– Ребята боятся продолжать работать на нем, судно ведь аварийное,  – рассказала нам Наталья, мама одного из моряков. – Я очень переживаю за сына, ну что же это за ситуация в 21 веке? 15 человек на борту – ни воды, ни еды уже почти неделю. Никто ничего не делает, судно не ремонтируют. Сколько лет сын работает в море, и никогда ничего подобного не было.

В крюинговой компании Novomar в Новороссийске, которая трудоустраивала моряков на Bourbon, нас заверили, что о проблемах с техническим состоянием балкера узнали одновременно с членами экипажа. Между тем, по некоторым сведениям, один из моряков, которому предлагали устроиться на Bourbon раньше, отказался, когда увидел, в каком состоянии судно задержано в Находке.  

Руководитель Novomar Василий Винниченко подтвердил, что ситуация на борту балкера действительно критическая, и вопросов к судовладельцу очень много: «Во-первых, греческая компания почему-то самостоятельно набрала часть экипажа из приморских рыбаков достаточно низкой квалификации, из-за чего случились поломки, во-вторых, непонятно, чего теперь хочет компания – обанкротиться и продать судно за долги? У них проблемы со страховщиками, с грузополучателем, на борту остались 12,5 тысяч тонн железа». В крюинге отметили, что в такой ситуации морякам стоит «бросить все силы» на то, чтобы отремонтировать вспомогательный двигатель и продолжить работу.

Однако, по мнению инспектора ITF, сделать это самостоятельно просто невозможно. «На борт поднималась ремонтная бригада, и даже специалисты ничего не смогли сделать»,  – констатирует О. Ананьина.

Вернуться домой из Манилы в карантин очень проблематично. Помочь в вопросе организации репатриации могло бы посольство РФ на Филиппинах. В консульском отделе заверили, что окажут посильное содействие в возвращении моряков, но подчеркнули: «Вопросы приобретения обратных билетов в Россию членам экипажа придется решать самостоятельно».

О. Ананьина отметила, что единственным разумным и реальным вариантом разрешения ситуации на борту является арест и дальнейшая продажа судна. Для этого на Bourbon уже вызвали  представителя государства флага, но до сих пор его не пускают на территорию частного терминала, где стоит балкер.