«Маньяна» механику поможет

Артем Попов, как и многие до него, после окончания школы встал перед выбором: куда пойти учиться? И хорошо, что перед глазами был пример брата Александра, который к тому моменту закончил «вышку»  и успешно ходил в рейсы электромехаником в СКФ Новошип. Так что теперь Артем работает  четвертым механиком танкера «Георгий Маслов» и считает, что с профессией ему повезло. Ведь море – это не просто работа, это призвание, им надо жить.

Первый рейс в должности четвертого механика на танкере NS Bora для Артема Попова прошел благополучно. Помогла преддипломная практика на NS Burgas, sistership NS Bora: Евгений Сазонов, тамошний четвертый механик, устроил Артему настоящий коучинг по своему заведованию и многому научил. Кроме того,во время рейса на NS Bora экипаж всегда шел навстречу молодому специалисту.

-Третий механик Сергей Боев не раз протягивал  мне руку помощи, стоило только его попросить, - рассказывает Артем. – Самое главное, он приучил меня относиться к механизмам, как к живым организмам, каждый со своим характером. Благодаря ему я убедился, что даже на sistership одинаковые механизмы могут работать по-разному.

Хотя к тому времени Артем и закончил обучение в ГМУ имени Федора Ушакова, старший механик Роман Анатольевич Савенко устроил ему экзаменационную сессию.

- Он гонял меня по всем мануалам по моему заведованию, - вспоминает Артем. - В результате, я решил, что проще будет написать свое собственное руководство для четвертого механика: завел тетрадь в клеточку, на одной половине листа описывал проблемы и неисправности, на другой - пути ее решения. И в дальнейшем мне это очень помогало в работе. 

Когда Артем Попов пришел работать на танкер «Георгий Маслов», у него уже через неделю было ощущения, что он давно здесь работает.Дружелюбная атмосфера и профессиональный экипаж – вот и все, что нужно молодому специалисту, чтобы без помех влиться в команду.

Основным регионом плавания танкера «Георгий Маслов» были Венесуэла, страны карибского бассейна, порты США.Работая у берегов Венесуэлы, Артем хорошенько выучил одно слово - «маньяна». Им часто бросаются портовые диспетчеры. В переводе с испанского оно означает «завтра». Однако, не стоит понимать местных слишком буквально. С их необязательностью это может означать, что под погрузку судно могут поставить  и после- и послепослезавтра. Зато благодаря таким «маньянам» судно стоит на рейде и можно заняться плановым ремонтом: ни качки, ни жары, ни шума от двигателя. Можно перебирать с товарищами механизмы, не надрывая при этом голосовые связки.

- В этом рейсе мне посчастливилось наблюдать, как старший механик Игорь Михайлович Ефимов и второй механик Константин Евгеньевич Кузьменко проводят диагностику  цилиндропоршневой группы с заменой поршневых колец, - рассказывает Артем. - Это очень ценный опыт для любого механика. Ведь обычно  эту операцию можно увидеть только тогда, когда судно стоит в доке, в ремонте.

Во время таких ремонтов Артем научился получать удовольствие от своей работы: вычислить  причину поломки и добиться, что бы механизм работал как часы – вот настоящий триумф для механика.

- В этом рейсе опреснитель, который находится в моем заведовании,стал чудить – периодически солил воду. Я инструкцию в зубы – никаких признаков какой-либо неисправности. Пришлось вскрывать аппарат, и только после опрессовки удалось обнаружить микротрещины в конденсаторных трубках, из которых сочилась забортная вода. Неисправные трубки заглушили медными пробками и проблема была решена. Казалось бы, работа несложная. Но именно за то я и люблю море, что ты тут как на необитаемом острове – если сам не починишь, то за тебя этого никто не сделает. Есть ты и твой механизм и больше ничего! Настоящая проверка на прочность.

Хотя, конечно же, в море не все зависит от человека и его возможностей. Стихия не устает напоминать об этом.

- В этом рейсе был момент, когда мы вышли из Корпус-Кристи в Техасе и отправились во Фрипорт на Багамах, - вспоминает Артем. - После успешной погрузки пошли на Европу. А уже через  пару дней один из штурманов показывает мне снимки с метеоспутников: над Багамами гигантская воронка. Меня аж передернуло: задержись мы хоть немного в Корпус-Кристи или Фрипорте, попали бы на «Ирму», самый разрушительный ураган этого лета.

В работе моряка немаловажную роль играет человеческий фактор. Артем это понял только тогда, когда начал  работать в море. Нет ничего важней атмосферы, царящей в коллективе. От отношений между людьми зависит эффективность работы всего судна.

- Чтобы найти правильный подход к человеку, найти верные слова иподобрать для этого нужный момент, необходим многолетний опыт, - рассказывает Артем Попов. - Тут учебника по психологии может оказаться недостаточно.  Я все это понял, наблюдая за работой старших офицеров. И тут мне еще есть чему учиться.

А порой атмосфера в коллективе зависит от простых и известных всем морякам способов снять стресс: дружеская беседа за партией в домино или совместный просмотр комедии в кают-компании. Ну и, конечно же, немалую роль играет возможность «заземлиться», хоть иногда выйти на берег, посмотреть на чудеса света. И тут Артему Попову тоже есть, что рассказать:

- В этом рейсе мы встали на разгрузку в Нью-Джерси. Десять долларов, две пересадки на метро и через полчаса мы были в центре-Нью-Йорка. Посмотрели мемориал 9/11 на месте башен-близнецов, прошли пешком пол-Манхэттена, посетили Эмпайр-стейт-билдинг. Один из плюсов нашей профессии. Другим людям все это доступно только по туристической визе.

Артем Попов