«Морскую соцсеть» придумали наши люди на Карибах

Павел Репин, второй помощник капитана на «НС Лион» (ПАО «Новошип»), в морях уже 13 лет. Но свой первый в жизни «взрослый» рейс, запомнил очень хорошо. Еще бы, ведь тот первый контракт длился восемь месяцев: с августа 2005 года до самой весны 2006! По нынешним временам это о-о-очень долго. Но Павел родом из флотской семьи и помнит годы, когда это было скорее нормой: в таком режиме, например, работал в «Новошипе» его отец.   

- Мой отец повар, много лет проработал на судах пароходства, и с ножами на камбузе, кстати, управлялся не хуже Стивена Сигала из знаменитого фильма «В осаде», - с улыбкой рассказывает он. - Я и моряком стал благодаря ему. Вот только камбуз сменил все же на капитанский мостик.

На танкер «Хирург Вишневский» в 2005 году он пришел в должности четвертого помощника капитана. И сразу же был «опознан» бывшими коллегами отца: оказывается, они когда-то работали с Репиным-старшим на одном «пароходе» и вспоминали о тех годах с теплотой.  Конечно, это сразу сделало своей незнакомую прежде команду.

- Влиться в экипаж мне  труда не составило. Гораздо сложнее оказалось перенести на практику академические знания, -  вспоминает Павел.

Молодому офицеру повезло: он сразу получил весь тот набор «витаминов», который нужен начинающему штурману. Весь контракт судно работало на Балтике, в районе интенсивного судоходства. Пришлось столкнуться с постоянными расхождениями и работой на коротком плече: не успели выйти из порта в Эстонии, а уже через час разгрузка где-то в  Финляндии. Большая часть рейса пришлась на зиму, так что южанину пришлось познакомиться и с работой в условиях экстремально низких температур, когда столбик термометра опускался ниже 42 градусов по Цельсию. Ботнический залив порой замерзал так, что в некоторых портах «Хирург Вишневский» даже к причалу встать не мог.

- Моя вторая вахта начиналась в 16.00, а зимой в высоких широтах это уже сумерки, - вспоминает он. - Паршивое время для штурмана. Видимость уже плохая, а от фонарей толку еще мало, так как дневной свет еще не совсем рассеялся. Так что в эти восемь месяцев я получил лучшие в жизни уроки по практической навигации.

Благодаря длинному рейсу на «Хирурге Вишневском» Павел Репин смог набрать необходимый плавательный ценз и уже в следующий рейс пошел третьим помощником на «НС Концепт». Штаты, страны Карибского бассейна, Мексиканский залив, переходы через Атлантику с неизменным возвращением в Новый Свет – вот обычные маршруты «НС Концепт» в то время.

- На этом судне мне посчастливилось поработать со старшим помощником капитана Сергеем Мясниковым, - рассказывает Павел. - Я был еще неопытным третьим, у которого всегда есть очень много вопросов. Так вот Сергей не только знал все ответы на них. Он еще и просто очень дружелюбный человек. Я ни разу не видел, чтобы он зашел на мостик в дурном расположении духа. Грузовая система судна, документооборот, связанный с грузовыми операциями, – я многому научился у него.

А еще в том регионе ответы порой можно было брать просто из… воздуха, точнее из эфира. В те годы на Карибах работало немало пароходских судов, на которых трудились однокашники Павла.

- Мы просто связывались по УКВ и советовались друг с другом, - вспоминает он. – Если чего-то не знаешь, на другом конце Мексиканского залива обязательно найдется тот, кто с этой проблемой уже сталкивался. И пусть WhatsApp на тот момент еще не существовал, мы придумали собственную морскую социальную сеть - по радио.

Сейчас Павел Петрович работает вторым помощником капитана на танкере «НС Лион». Навигационная проработка маршрута, обеспечение оборудования мостика, ведение многочисленных судовых журналов – это лишь часть обязанностей навигационного помощника. К ним его готовил весь опыт предыдущих контрактов, когда младший офицер только присматривался к заведованию старших товарищей. Не менее важна и другая сторона работы старшего комсостава, который по должности руководит большим коллективом, а значит, и отвечает за психологический климат на борту. Тем более что этому в институтах как раз не учат. А вот на «НС Лион» - да. Здесь Павел увидел, как строит отношения в коллективе еще один его учитель - капитан Алексей Шунин.

- Он не только грамотный специалист, отлично разбирающийся в международном морском праве. Он также отличный психолог, - рассказывает Павел Репин. -  Алексей Иринархович старается всегда быть в контакте со своим экипажем, интересуется потребностями и мнением людей.

Не менее важно в условиях замкнутого судового пространства и простое неформальное общение с коллегами. Когда у людей есть какие-то общие интересы, это сближает. Поэтому сыграть иногда партию в домино или закинуть удочку где-нибудь на Карибах – это не мелочи, это действительно важно.

- На «Лионе» я работал под началом старпома Алексея Кокорина, он тогда как раз тоже делал первые шаги в должности, - рассказывает Павел Петрович. – Оказалось, что в этот период жизни мы оба строили дома - и это оказалось отличной почвой для сближения. Обсуждая на досуге достоинства и недостатки ленточного фундамента, вскоре мы перешли на «ты», а впоследствии заметили, что работа от этого только выигрывает,  да и время в рейсе начинает течь по-другому - быстрее.