«Петродворец» и момент истины

Виталий Сопин, старший помощник капитана танкера «Петродворец» СКФ Новошип, только вернулся из своего первого рейса в должности. Все мужчины в семье Виталия – моряки. Отец - капитан танкера «НС Азия», один дядька тоже капитан, другой боцман, а двоюродные братья старпом и механик. И даже дедушка, чьи рассказы о Средиземном и Черном морях Виталий помнит с детства, тоже, конечно, моряк, судовой повар.

Такая семейная история уже не просто наследство – наследие. И, тем не менее, отец отговаривал Виталия от работы в море: тяжело, да и от близких всегда вдалеке. Сын даже всерьез настроился на специальность  инженера-строителя.  

- Но однажды мы с мамой приехали навестить отца, пока он стоял на погрузке в Туапсе. Он тогда был старпомом на т/х «Сочи», - вспоминает Виталий. – Это было очень необычное судно: гибрид ро-ро с контейнеровозом. Оно могло не только автомобили перевозить, но и сельхозтехнику, и военные бронемашины, и даже самолеты. Просто наблюдать за процессом погрузки и то интересно было. Вот тогда я и решил твердо: буду поступать в  Морской университет, в нашу «ушаковку».

Ну, а плавпрактики, которые у Виталия прошли на танкерах «СКФ Саяны» и «СКФ Валдай», только укрепили его в выборе. Первый опыт корректуры карт, правила ведения журналов, работа на палубе, а иногда и на камбузе – кадет попробовал весь спектр морской жизни на вкус. И ему понравилось.

- А еще у меня была замечательная преддипломная практика, - вспоминает он. -  Я тогда писал работу по электронным картографическим системам. Так я такой богатый материал привез с судна!

Виталий Сопин считает себя счастливчиком, и в чем-то он прав. Во всяком случае, его первый контракт после окончания Государственного морского университета им. Ушакова служит доказательством тому. Первый «взрослый» рейс – и сразу третьим помощником капитана. Четвертых тогда на судах «Юникома» не было, должность ввели буквально через несколько месяцев. Работать пришлось на «СКФ Саяны» - судне, хорошо знакомом еще с преддипломной практики. А третий «бонус» - это то, что весь контракт «Саяны» простояли у берегов Кронштадта в качестве накопителя.

- Да, навигационного опыта я тогда никакого не получил, но этот пробел я восполнил с лихвой уже в следующих контрактах, - вспоминает он. -  Зато здесь погрузки-выгрузки не прекращались ни на минуту, работы хватало всем офицерам. Опыт, полученный в таких условиях, для грузового помощника просто бесценен.

С 2009 года Виталий Сопин работал вторым помощником капитана на танкере «Петродворец». Судно стало для него родным, ведь с ним связаны восемь лет жизни и одно очень непростое решение.

- Мы стояли в ремонте в Тузле, -  рассказывает Виталий. – Старпомом у нас тогда был Олег Ильсуварович Зайнетдинов. А в ремонте старпом всегда нарасхват. Ему нужнытакие крепкие нервы, что Штирлиц позавидует. Вот тогда, в Турции, я всерьез задумался, а готов ли я к должности старпома? С одной стороны, работы много, разноплановой и интересной, и это как раз то, что мне всегда нравилось в нашей профессии. Но с другой стороны – стресс, и с ним надо не просто справляться, а двигаться дальше и по жизни, и в карьере.

Говорят, с таким «кризисом роста» сталкивается каждый второй старпом. Вот и Виталию Сопину от новой должности спрятаться не удалось. Решение пришлось принимать. И тут неожиданно его поддержал старый добрый друг «Петродворец». В первый свой контракт в должности грузового помощника он опять пришел туда, и это было неожиданностью - ведь танкер готовили к продаже. Но ее перенесли, а «Петродворец», будто стараясь оставить о себе добрую память, честно и по полной программе отработал прощальные месяцы в «Новошипе».

Рейс выдался богатым на события. Поскольку танкер работал на спотовом рынке, фрахтователи и порты назначения менялись, как в калейдоскопе. Сицилия, Мальта, Альхесирас (это на юге Испании): «Петродворцу» пришлось даже  примерить на себя роль…  «нефтеперерабатывающего завода». 

- Впервые мне пришлось грузить один груз поверх другого, - рассказывает Сопин. – Сначала мы взяли мазут, потом перешли в другой порт и догрузились сначала одним сортом нефти, потом другим. Получился своего рода коктейль, совершенно новый продукт. Зачем? Нам это не особо важно знать. Это нужно фрахтователю. Главное, чтобы его представитель, который постоянно дежурил на борту, остался доволен.

Хотя подобное  происходит не так уж редко, для первого рейса в должности это была настоящая проверка боем. Но на этом проверки не кончились, в том же рейсе было еще несколько: веттинг «Лукойла» и инспекция государства флага. «Петродворец» все прошел достойно, получив лишь  пару незначительных  замечаний, которые никак не отразились на репутации танкера и его рейтинге на спотовом рынке.

- Честно сказать, был в этом какой-то момент истины, – рассказывает старпом. – Как будто наш «Петродворец» прощался перед продажей и началом новой главы в своей жизни. Но и в моей, как оказалось, тоже. Теперь у меня сомнений нет. Двигаемся дальше.