«Сеньорам» уже не до красот

Молодежный проект ЮТО РПСМ «Я выбираю море»

Молодежный проект «Я выбираю море» реализуется ЮТО РПСМ на протяжении шести последних лет. Он посвящен тем, кто только начинает свой путь в этой трудной, ответственной, романтичной и по-настоящему мужской профессии. Сегодня о своем выборе рассказывает Антон Тенгелиди, четвертый механик NS Spirit СКФ Новошип. 

 

Антон Тенгелиди, четвертый механик NS Spirit СКФ Новошип, родом из морской семьи. Его  дядя-капитан, отец-моторист и двоюродный  брат работали на рыболовном флоте, и каждый раз привозили из рейса разные удивительные истории. Однако сам Антон при этом до 2007 работал всего лишь докером в порту.

Пришло время, когда решил и он попытать счастья в море. К делу подошел основательно и всерьез: поставил себе цель – стать судовым инженером, и наметил путь ее достижения. Первым делом закончил курсы мотористов. И, уже имея за плечами хорошую работу на флоте с достойной зарплатой, поступил на заочное обучение в Институт водного транспорта имени Седова в Ростове-на-Дону.

Антон считает, что ему крупно повезло: все годы учебы он работал мотористом на одном и том же судне - танкере «Тимашевск» Новороссийского морского пароходства.

- На «Тимашевске» у нас был отличный, постоянный и весьма профессиональный экипаж, - вспоминает он. – Мое мнение подтверждается, между прочим, и отзывами ростовской профессуры. Между вахтами я, как и все заочники, писал контрольные работы по профильным предметам. Так вот лучшие работы на курсе были у меня и еще одного парня, который тоже работал мотористом в пароходстве. И это не удивительно, ведь нам обоим было у кого проконсультироваться.

Работа мотористом в одной из лучших судоходных компаний мира не только способствовала успехам в учебе, она оказалась действительно интересной. А самое главное, еще и полезной для будущей карьеры механика. Ведь мотористы работают со всеми инженерами машинной команды и детально знают заведование каждого.

В первые же годы морской жизни молодому моряку пришлось столкнуться с тем, что здесь всегда есть неизбежные вещи, к которым подготовиться нельзя. Их надо просто принять как данность и по возможности научиться переживать без потерь.

- Никогда не забуду свой первый супершторм, – рассказывает Антон. - В бури нам и раньше случалось попадать, но это было нечто особенное. Мы шли из Канады в США. Казалось бы, рядом,  но этот путь занял у нас двое суток. Волны семь-восемь метров высотой, скорость не выше двух узлов и черным-черно вокруг, днем – как ночью. Помню, первые двенадцать часов меня просто изматывала тошнота, а потом… тошнота все равно осталась, но я к ней просто привык и перестал замечать.

В 2012 году Антон получил диплом техника - судомеханика и пошел в свой первый рейс в офицерской должности, уже четвертым механиком. Конечно, на «Тимашевск»: старший механик Игорь Эдуардович Краснощеков предпочел взять к себе в «машину» проверенного человека, а уж Тенгелиди за годы совместной работы был испытан многократно. Да и в планах личностного и карьерного роста у него теперь значится получение высшего морского образования: он снова учится заочно, теперь в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Первые неделя – две в должности были для молодого специалиста волнующими: все-таки уже не моторист, а механик. Но потом привычные котел, палубная гидравлика, опреснители и грузовые насосы быстро вернули его в зону комфорта. Да и в экипаже полно знакомых, всегда рядом дружеское плечо.

- Но море есть море, здесь всегда есть свободное пространство для чего-то неожиданного, даже если речь идет о профессии, - рассказывает Антон. – И первый урок на эту тему мне преподнес тогда наш стармех. Перебираю я систему подачи топлива, а вот к соленоидам никак подобраться не могу. Уже замучился, и тут Игорь Эдуардович вдруг выдает мне какую-то хитро-выгнутую пластину, которая волшебным образом решает проблему «на раз-два». Оказывается, это чудо инженерной мысли - уникальный самодельный инструмент, который подходит для смены соленоидов только и исключительно на  котле «Тимашевска». Конечно, ни я, и никто другой, про существование чего-то подобного не знал, и знать не мог. Так вот, в море таким вещам не удивляешься.

В другой раз из ничего и посреди океана пришлось создавать прокладку для датчика в  опреснителе. И деталька-то ерундовая, а заменить нечем. И снова выручил опыт старших товарищей. Стармех Александр Евгеньевич Чепурнов тогда показал, как сделать временную замену из  отработанных шлангов. Люди, получившие закалку на флоте в девяностые годы, когда со снабжением было туго, - это все-таки бесценный кадровый капитал.

Для себя Антон Тенгелиди вывел тогда такое правило: только личный опыт, помноженный на коллективный опыт старших коллег, позволяет в условиях моря решать самые нерешаемые инженерные задачи. Главное, не строить из себя начальника и «не стесняться» самому работать руками даже в наш век быстро меняющихся технологий.

А то, что в наше время флот за десять лет меняется так, как раньше за все 20, в этом Антон убедился даже на своем небольшом пока морском опыте. Когда он только пришел на флот мотористом, основными рабочими инструментами у него были молоток и зубило. У сегодняшнего моториста под рукой набор гидравлических болторезов и ключей. Раньше у механика для ежедневного анализа качества воды в котле был целый набор мензурок и реагентов, а сейчас прибор вроде градусника за несколько секунд дает полный расклад. А ведь с начала морской карьеры Антона Тенгелиди прошло всего несколько лет.

Последние годы Антон работает на танкере NS Spirit. На нем он впервые попал в юго-восточную Азию.

- Посмотреть на мир своими глазами – это приятный «бонус» нашей профессии. Мне больше всего понравились «вылизанная» до блеска  Австралия и экзотический Таиланд, который из-за дружелюбности тайцев еще называют страной «тысячи улыбок», - рассказывает он. – Но пользоваться этой «бонусной» возможностью посмотреть мир надо, пока ты еще младший офицер. «Сеньорам» уже не до красот, они вынуждены практически безвылазно находиться на судне.