«СОВКОМФЛОТ» ОТМЕЧАЕТ 30-ЛЕТИЕ

На этих днях «Совкомфлот», одна из ведущих танкерных компаний в мире, празднует тридцатилетний юбилей. Новаторская бизнес-модель, примененная еще в 1988 году, позволила без привлечения государственных средств создать судоходную компанию, ставшую глобальным лидером отрасли с одним из самых современных и высокотехнологичных флотов в мире.

Прибыль есть, а «прибыли» нет

Для 1988 года статус акционерного предприятия являлся уникальным. Учредителями компании стали Минморфлот СССР и морские пароходства: Дальневосточное, Черноморское, Новороссийское, Латвийское, Балтийское и Советское Дунайское. Но фундамент «Совкомфлота» был заложен 15 годами ранее: 23 марта 1973 года Совет Министров СССР принял решение косвенно нарушить монополию внешней торговли и предоставить Министерству морского флота СССР возможность использовать при поставках зерна коммерческую схему долгосрочного лизинга (так называемого бербоут-чартера) судов. Этот новаторский в условиях плановой советской экономики подход, внедрению которого способствовал министр морского флота СССР Тимофей Гуженко, позволил существенно обновить флот, ввести в практику работы отечественных судоходных компаний наиболее современные на тот период системы технического, коммерческого и финансового менеджмента. Можно представить, как свежая рыночная идея пробивалась в условиях, когда экономика не пользовалась термином «прибыль»: тогда говорили «превышение доходов над расходами».

За грузовую базу можно было не переживать – СССР ежегодно только в США закупал 45 миллионов тонн зерна, и этот объем нужно было перевозить морем. Именно балкеры «Совфрахт» и «Совинфлот» и стали первыми приобретениями нового предприятия. Спустя 15 лет «Совкомфлот» управлял уже 122 судами общим дедвейтом 1,6 миллионов тонн.

От перевозки нефти к газу и шельфу

Постепенно «Совкомфлот» стал ориентироваться на нефтегазовый сегмент. Еще в 1989 году он получил первый газовоз – судно «Сигулда», способное вместить 15 тысяч кубометров сжиженного углеводородного газа. А в 1991 флот пополнился танкером типа Suezmax, предназначенным для транспортировки сырой нефти.

В 1993 году предприятие было преобразовано в акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежало государству. «Совкомфлот» наращивал доходы и строил амбициозные планы: на рубеже 2004-2005 годов было принято решение сделать компанию национальным подрядчиком для крупнейших нефтегазовых проектов на континентальном шельфе и мировым лидером морских транспортировок в Арктике.

Первый серьезный шаг был сделан, когда «Совкомфлот» в партнёрстве с японской NYK выиграл международный тендер, став морским перевозчиком газа для проекта «Сахалин-2». Там строился первый и до сих пор единственный в России завод по сжижению природного газа. Вскоре были подписаны соглашения с «Нарьянмарнефтегазом» и «Газпромом». Первое предполагало транспортировку нефти с месторождения «Приразломное» в Печорском море (фактически она началась в 2014 году), второе – с нефтяного терминала Варандей (первая отгрузка произошла в июне 2008 г.).

Компания активно строила флот, особенно для газовых и шельфовых проектов. Причем высокая рентабельность позволяла делать это, сохраняя относительно низкий уровень кредитной нагрузки. Часть заказов она размещала на российских «Адмиралтейских верфях». В 2008 году со стапеля верфи сошло восьмое судно серии танкеров-продуктовозов класса MR. Так «Совкомфлот» оказался единственной российской судоходной компанией, осуществляющей серийные заказы на строительство крупнотоннажных судов в России.

В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал указ, предусматривающий объединение «Совкомфлота» с ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»). Это позволило группе компаний войти в пятерку крупнейших перевозчиков мира, суммарный дедвейт ее флота на тот момент составил 8,8 миллиона тонн.

В 2009-2013 годах, в условиях одного из наиболее затяжных в истории танкерной индустрии кризисов, компания не только сохранила свои позиции на рынке, но и продолжила развитие. Именно в этот  освоив целый ряд новых сегментов, таких как морская транспортировка СПГ, перевозки нефти челночными танкерами в сложных условиях Арктики, обслуживание морских месторождений углеводородов судами снабжения, морская геологоразведка. Устойчивое финансовое положение позволило сконцентрировать усилия на дальнейшем повышении качества обслуживания клиентов, а также уровня безопасности мореплавания.

В 2010-м «Совкомфлот» подписал соглашение с компанией Exxon Neftegas Limited, оператором проекта «Сахалин-1», о предоставлении двух ледокольных судов для обслуживания нефтяной платформы в Охотском море. В том же году танкер компании «СКФ Балтика» дедвейтом 113 тысяч тонн прошел по Северному морскому пути, став первым в истории судоходства крупнотоннажным танкером, совершившим транзитное плавание по трассам СМП.

СМП, геологоразведка и газовозы

В 2011 году компания приняла новую стратегию. Одной из точек роста по-прежнему называлось обслуживание месторождений на континентальном шельфе. Кроме того, «Совкомфлот» планировал к 2017 году удвоить число принадлежащих ему газовозов (на тот момент он владел 8 судами дедвейтом 283 тысяч тонн).

Тогда же СКФ начал принципиально новую деятельность. Компания зафрахтовала научно-исследовательское судно «Вячеслав Тихонов», способное осуществлять геофизическую разведку полезных ископаемых, в основном нефти и газа.

«Эксплуатация судна в составе флота России позволит расширить спектр услуг, предоставляемых «Совкомфлоту» нефтегазовым компаниям, работающим на континентальном шельфе», – объяснял генеральный директор компании Сергей Франк.

Большое внимание было решено уделять Северному морскому пути (СМП). В 2011-м по нему прошёл самый крупный в истории танкер типа Suezmax дедвейтом 162 362 тонны. Ввиду своих размеров и низкой осадки, было решено провести судно по новому глубоководному маршруту севернее архипелага Новосибирских островов. Впоследствии, этот путь стали называть «фарватер Тихонова».

Северный морской путь, являющийся альтернативой традиционному маршруту через Суэцкий канал, защищен от пиратов, а значит, более безопасен и экономически эффективен. Успешные рейсы СКФ подтвердили его высокий потенциал и стратегическое значение, особенно ввиду активного развития добычи и транспортировки на мировые рынки энергоносителей с месторождений на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей.

Ставка на перевозки сжиженного газа была сделана в связи с растущим спросом на этот продукт. К  2030 году ему прочат статус второго по значимости источника энергии: спрос на газ вырастет за счет производства электроэнергии и постепенного отказа от экологически вредного угля.

В 2013 году компания приняла в эксплуатацию два гигантских танкера типа VLCC дедвейтом 321 тысяч тонн: стоимость перевозки тонны груза на них обходится значительно дешевле, чем на Suezmax. Они стали крупнейшими судами в истории российского торгового флота.

«Совкомфлот» реализовал стратегию, выбранную в 2004 году. Компания, в полной мере использовав изменения конъюнктуры танкерного рынка, действительно стала национальным подрядчиком для шельфовых нефтегазовых проектов страны и одной из ведущих в мире по морской транспортировке углеводородов. Сегодня собственный и зафрахтованный флот компании включает 147 судов общим дедвейтом более 12,7 миллионов тонн. Более половины из них обладают ледовым классом. «Совкомфлот» является крупнейшим в мире оператором флота ледокольных судов снабжения морских добывающих платформ. Пройдя за 30 лет путь от смелой идеи до глобального лидерства, она заслуженно пользуется высокой репутацией. В числе партнеров «Совкомфлота» - крупнейшие мировые нефтегазодобывающие компании и нефтетрейдеры.

Работа в регионах с наиболее суровым климатом, где лёд и экстремальные погодные условия являются нормой, требует знаний, серьезного подхода и твёрдого характера. Настоящее и будущее «Совкомфлота» в руках моряков, для которых каждый день в море – рабочий. Более 8 тысяч человек трудятся на флоте и в береговых подразделениях СКФ. Его коллектив постоянно доказывает, что за словами «безопасность», «качество» и «защита окружающей среды» стоят кропотливая работа и стремление непрерывно соответствовать всем ожиданиям клиентов.