«Танкерные войны» возвращаются?

Большинство моряков из Новороссийска, пережившие взрыв и пожар на танкере Front Altair в Оманском заливе, продлили контракт на работу.

Из 11 российских моряков, которые находились на танкере в момент взрыва, большинство новороссийцы. Моряки не стали разрывать контракт, они продолжают работать. Исключение составили старший помощник и два кадета, они вернулись в Новороссийск.

Напомним, что 13 июня два судна, принадлежащие японской и норвежской компаниям, подверглись нападению. Взрывы на них прогремели в Оманском заливе вблизи Ормузского пролива. На танкере Front Altair находилось 11 российских моряков, 1 грузин и 11 филиппинцев. Никто из членов экипажа во время происшествия, к счастью, не пострадал: все покинули танкер с началом пожара, поднявшись на борт подоспевшего на помощь грузового судна Hyundai Dubai. Позже иранские спасатели доставили их в порт Джаск (Иран). Моряки из России и Филиппин, доставленные в Иран после инцидента с танкером, выразили иранцам благодарность за помощь: им предоставили новую одежду, воду, продовольствие и все необходимое.

Причины инцидента до сих пор неизвестны, ведется расследование, однако технический сбой или ошибки экипажей уже исключены. Т/х Front Altair предстоит ремонт, судно в стабильном состоянии находится на якорной стоянке вблизи Фуджейры (Объединенные Арабские Эмираты). В компании-судовладельце высоко оценили действия экипажа после внезапно прогремевшего взрыва: «Мы очень гордимся тем, что наш высококвалифицированный экипаж и капитан судна четко следовали протоколу и правилам безопасности, принятым на торговом флоте». Тайваньская нефтяная компания CPC Corporation зафрахтовала судно для перевозки углеводородов. Второй танкер — Kokuka Courageous — под флагом Панамы перевозил метанол.

На борту Front Altair есть коллективный договор стандарта ITF-IBF, а это значит, что ущерб моряков в связи с утратой личного имущества будет компенсирован. В Российский профсоюз моряков, где они стоят на учете, за помощью никто не обращался.

Спасать танкеры Kokuka Courageous и Front Altair, которые были атакованы в Оманском заливе, будет нидерландская компания Royal Boskalis Westminster. Такое решение приняли страховщики обоих судов. Представитель Boskalis назвал состояние Front Altair после взрыва и пожара все еще тревожным, состояние Kokuka Courageous он счел стабильным, судно буксируется в один из портов Персидского залива.

Однако танкеры становятся мишенями для атак второй раз за месяц, и это говорит о возросшей региональной напряженности, в условиях которой все представители отрасли - судовладельцы, грузоотправители, брокеры – испытывают обоснованные опасения. Боятся повторения «танкерных войн» 1980-х годов. Тогда в ходе Ирано-Иракской войны обе стороны конфликта намеренно атаковали коммерческие суда. В период с 1981 по 1984 годы Ирак предпринял 43 атаки, затем в игру включился Иран. Всего с 1984 по 1987 год были совершены нападения на 408 судов, 168 из них атаковал Иран, 240 – Ирак.

Сегодня ситуация, конечно, другая. Войны в регионе нет. Изменился и вектор грузопотока через проблемный участок: тогда грузы шли преимущественно в США и Европу, а сейчас до 80 процентов идет с Ближнего Востока в Китай. И все-таки общие черты у ситуации есть. Никуда не делось региональное соперничество между Ираном и таким странами, как Кувейт или Саудовская Аравия, Штаты и Иран наблюдают друг за другом с подозрением. Да и танкерный рынок, переживший в 1980-е едва ли не жесточайшую депрессию в своей истории, сегодня тоже отнюдь не на подъеме. Понятно, почему компания Frontline заявляет, что подходит к новым контрактам в регионе с исключительной осторожностью. Всем остается только ждать, что будет дальше, и надеяться, что история не повторится.