«Цифровым» морякам бумажные карты не нужны

Многие века основным рабочим инструментом штурмана, наряду с компасом, астролябией и секстаном, была бумажная карта, по которой он прокладывал курс судна. Один за другим эти инструменты безвозвратно уходили в прошлое. Теперь очередь дошла и до  карт в их традиционном понимании. На смену им пришли цифровые навигационные картографические системы.

Представление о том, как выглядели самые первые карты, дают полинезийцы. Эти отчаянные смельчаки покорили Тихий океан на допотопных катамаранах. А единственным средством навигации для них были связки из прутиков и раковин, натянутые на пальмовых черенках. Это и были первобытные карты. Масштабность они передать не могли. Но направление течений и ветров все-таки как-то обозначали.

Картография как наука зародилась в античные времена вместе с торговлей. Для того, чтобы купцы хоть как-то могли ориентироваться, нужны были карты. Первые древнегреческие ученые мужи, которые брались за их составление, были специалистами широкого профиля. Они  разбирались во всем  - от поэзии до философии – но лишь понемногу. Стоит ли удивляться, что их первые карты были лишь чуть лучше полинезийских.

Только с развитием математики и геометрии карты стали более-менее правдоподобными. Одну из них более двух тысяч лет назад создал астроном, математик и отец географии Эратосфен. Она уже давала хотя бы примерное представление о местонахождении и взаимной удаленности портов и стран. Конечно, без «мелких» ошибок там не обошлось: Каспийское море, к примеру, у него было частью Северного Ледовитого океана. И все-таки это был передовой продукт. Он точно предсказал, что Земля имеет форму шара, и учел это при создании карты. Более того, это он впервые обозначил параллели и меридианы, что значительно облегчило ее чтение.

Еще несколько прорывных открытий в этой области было сделано уже в средние века. В Европе на смену церковным картам, практичность которых была под большим вопросом, пришли так называемые портуланы.  Это были очень точные морские карты, которые создавались в Италии и Испании. Они отвечали нуждам европейских купцов, которые стремительно открывали для себя все новые и новые земли и рынки сбыта. Самое главное их достоинство было в том, что создатели портуланов наплевали на церковные догмы, утверждавшие, что Земля плоская, на Востоке живут люди с песьими головами, а на Западе сразу за Геркулесовыми столбами  начинается ад. По сути дела, именно создатели этих морских карт открыли европейцам дорогу в эпоху Великих географических открытий.

Примерно в это же время на другом конце света была создана и самая таинственная карта в истории мореплавания. Это карта турецкого адмирала Пири-реиса. Это был очень образованный для своего времени человек. Он собрал по всей Османской империи лучшие карты того времени, чтобы объединить их данные. Поначалу эта изготовленная из кусков газельей кожи карта привлекла внимание наших современников своей точностью. Потом выяснилось, что для ее создания применялись математические методы, которые будут разработаны и описаны лишь через двести лет после смерти турецкого адмирала (это как если бы в личных вещах  Наполеона вдруг обнаружился… ноутбук).

Но и не это самая большая загадка карты Пири-реиса. На ней были изображены неизвестные на тот момент географические  объекты: неоткрытые Фолклендские острова, горная гряда Анд, до которых конкистадоры в те годы еще не добрались, и, наконец, самое главное - Антарктида, которую русским путешественникам еще только предстоит открыть через триста лет. Самое поразительное, что на карте Пири-реиса точные ее очертания даны… без ледяного покрова. А ведь ледниковый щит на поверхности пятого континента образовался несколько миллионов лет назад, и с тех пор никогда не сходил. Как могла появиться подобная карта? Ответа нет.

Сегодняшние карты уже давно не выводят тушью ни на бумаге, ни на пергаменте. Они теперь на жестком диске компьютера. Конечно, бумажные аналоги тоже все еще хранятся, но в качестве резерва. К 2018 году Международная морская организация (IMO) обязала судовладельцев оснастить все морские суда  электронно-картографической навигационно-информационной системой (ЭКНИС). Современные судоводители обучаются ей на базе учебно-тренажерных центров, где стоят комплексы реального судового оборудования с действующей коллекцией электронных карт. Удобные в использовании, они облегчают прокладку, постоянно отображают местоположение судна и вообще всячески способствуют безопасности мореплавания. Требования к точности навигации сегодня выросли на порядок. На флот пришло новое поколение моряков - «цифровых».