«Черные крюинги» охотятся за вашими деньгами

«Моряк не должен платить за трудоустройство» - эти слова, как мантру, повторяют эксперты, адвокаты и активисты транспортных профсоюзов по всему миру. Сами моряки из года в год обсуждают на форумах и в социальных сетях новые схемы работы крюинговых аферистов. Обманутые делятся с новичками опытом и даже составляют «черные списки» компаний, замеченных в надувательстве. Но вот приходит новый день – и перед инспектором Российского профсоюза моряков (РПСМ) очередная жертва аферы «черных крюингов».

Чужой среди своих

В конце июля Министерство внутренних дел по Краснодарскому краю сообщило о начатом расследовании в отношении 31-летнего жителя Новороссийска, который обещал моряку помочь получить место в солидной иностранной компании. За посреднические услуги он запросил 150 тысяч рублей. Как только деньги поступили на банковский счет афериста, он перестал отвечать на звонки, выключил телефон и просто пропал из поля зрения.

Как рассказали в ГУ МВД, в настоящее время установлена причастность мошенника еще к 8 аналогичным преступлениям, по каждому эпизоду возбуждены уголовные дела. Любопытно, что обманывал моряков не кто иной, как… моряк, но бывший. Зная специфику работы, он без труда втирался в доверие своим клиентам. «Все потерпевшие обращались к подозреваемому через знакомых, рекомендовавших его как человека, который давно работает на торговом флоте и может помочь в трудоустройстве, - пояснила начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД по Краснодарскому краю Мария Пирогова. – Всем потерпевшим мужчина предлагал заполнить трудовой договор, копия которого осталась у него с того времени, когда он действительно работал на судах». Теперь мошеннику светит реальный срок – до 5 лет лишения свободы за каждого обманутого моряка.

А это новости с другого конца страны. Следователи Находки возбудили уголовное дело по факту очередного мошенничества с трудоустройством моряков. 39-летний мужчина, представляясь сотрудником кадрового агентства, предлагал помощь в устройстве на суда загранплавания. Стоимость своих посреднических услуг он оценивал в суммы от 75 до 160 тысяч рублей. Само собой, заплатив псевдо-агенту, моряки оставались без денег и без работы. Установлено, что жертвами афериста стали семь человек, а его прибыль с доверчивых клиентов составила 600 тысяч рублей.

Обмануть афериста

В России по статистике 12% моряков когда-либо попадались на удочку аферистов. К счастью, в основном это дела давно минувших дней. Сегодня немногие действительно готовы платить за обещания лже-крюингов. Слишком заманчивые предложения, ошибки в правописании, чрезмерная настойчивость «агентов» рождают сомнения даже у самых наивных соискателей. В помощь сомневающимся - широчайшие просторы Интернета, на которых можно проверить и электронный адрес, и реальное наличие у работодателя предлагаемой вакансии.

Один капитан ответил на заманчивое предложение так: «Вы предлагаете месячную зарплату аж в 25 тысяч фунтов? Но мне мало 25, хотелось бы 30 тысяч. Теперь что касается тысячи фунтов на оплату услуг миграционного агентства, которые вы просите отправить по web-money: чтобы не утруждать ваших офицеров, я могу и сам оформить визу в посольстве Великобритании в России». Псевдо-агент легко согласился повысить зарплату, но продолжил настаивать  на срочном переводе денег на оформление визы, мотивируя это «политикой компании». Россиянин в ответ попросил прежде перевести ему пять тысяч фунтов, «на оплату таможенной пошлины за выезд из России». Само собой, после этого афериста как ветром сдуло. 

Под реальными вывесками

Еще более хаотичной является система найма моряков на Украине. Уверенные в безнаказанности, тамошние агентства под реальными вывесками используют совсем уж грубые методы отъема денег. Вот какую историю поведал украинским СМИ судовой повар из Одессы Сергей:

«Разослал резюме, спустя несколько дней мне позвонили из компании по трудоустройству моряков, назначили встречу. Я пришел туда пораньше, но мне в грубой форме объяснили, что я должен был прийти позже. Сейчас я понимаю, что у них все было заранее продумано, чтобы соискатели не пересекались и не общались между собой. На собеседовании мне предложили хорошую зарплату, выше, чем средний уровень по рынку, это, конечно, меня подкупило. Рассказали о «горячих» вакансиях, сказали, что для этого надо открыть американскую визу. За содействие в подготовке всех документов просили уплатить 500 долларов и не медлить с решением. Я согласился и проплатил услуги, они обещали, что документы будут готовы через 2 недели, и я уйду в рейс. Однако время шло, никаких новостей я от компании не получал. Когда прошло 2 месяца, я отправил им письмо с уведомлением о том, что сроки исполнения по договору прошли, обязательства свои я выполнил, от них не получил обещанного и готов к решительным действиям. Тогда мне пришел ответ, что меня ждут в американском посольстве на собеседовании, поехать на которое я, конечно, должен за свой счет. При этом напомнили, что в случае отказа в визе деньги мне никто не вернет. Спустя 2 недели мне пришел отказ в выдаче визы, а в компании заявили, что этого следовало ожидать, так как я предоставил посольству неверные данные. Но все мои визовые документы заполняли сотрудники компании!»

Сергей написал заявление в правоохранительные органы, однако там на обращение обманутого моряка отреагировали усмешкой. «Скорее всего, через пару месяцев уголовное дело закроется, а аферы с трудоустройством моряков продолжатся, только поменяется название фирмы и адрес», - говорит пострадавший.     

«Золотые горы» Рио-де-Жанейро

На днях РПСМ предупредил своих членов о том, что в сети гуляет очередное псевдо-предложение о работе у солидного судовладельца. Речь идет о гонконгской Star Cruise - одной из крупнейших круизных компаний мира, работающей на азиатско-тихоокеанском направлении. Некто, представляясь агентом Star Cruise, рассылает заманчивое обещание зарплаты в 6-7 тысяч долларов. Само собой, предварительно от потенциальных работников требуются денежные вложения - на оплату визы, страховки и всего прочего, за что моряк платить не должен.

Схема обмана не нова, и все же на удочку аферистов попались несколько человек. «Деньги перевел, мне ответили: мы вам отпишемся, как только будет известно время и день получения визы. И тишина», «Заплатил, хотя долго сомневался, теперь не могу дозвониться: три гудка, и аппарат выключается», «Я попался, выслал 8 тысяч, в итоге ни работы, ни денег», - так рассказывают о своем печальном опыте несостоявшиеся работники Star Cruise.  

Когда кто-то все же догадался проверить контактные данные «агента»,  выяснилось, что адрес не совпадает с реальным местом нахождения Star Cruise: фактически у гонконгской компании появился двойник в Рио-де-Жанейро. И занимается он вовсе не морскими круизами, а реализацией продуктов в небольшом магазине в одном из неблагополучных районов города контрастов. 

Слабое звено

Такая история может произойти только с человеком, который совершенно не знаком с процедурой найма на суда. Именно поэтому жертвами мошенников становятся выпускники морских учебных заведений, которые испытывают проблемы с трудоустройством в силу отсутствия опыта. Другая категория - возрастные моряки, не слишком котирующиеся на рынке труда. Есть трудности и среди рядового состава.

 «Агенты» по-разному называют свои поборы: «оплата найма», «расходы на приобретение билетов, получение визы, страховки», «вознаграждение за продвижение анкеты соискателя в других компаниях». В Российском профсоюзе моряков подчеркивают: ни одна солидная судоходная компания не будет набирать моряков за деньги. Российские и международные нормы обязывают судовладельцев самостоятельно нести все расходы, связанные с наймом. Это значит, что и виза, и билеты, и страховка приобретаются за счет компании. Взимать деньги с моряка за трудоустройство запрещено законом. На сайте РПСМ http://www.sur.ru/moryak/kruingovye-kompanii можно ознакомиться со списком лицензированных агентств, сертифицированных на соответствие их услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям. Свой список надежных социальных партнеров (http://www.stosur.ru/crewing) предлагает и Южная территориальная организация РПСМ. Всегда проверяйте информацию на официальном сайте компании-судовладельца или крюинга: там обязательно должны быть контакты менеджеров, с которыми можно связаться.    

Чужой среди своих
«Золотые горы» Рио-де-Жанейро