«Эльбрус» получил по наследству

Андрей Шанин, второй помощник капитана на танкере «Эльбрус» СКФ Новошип, в школьные годы совсем уж было решил пойти по стопам своего деда и стать следователем в милиции. Но выяснилось, что для этого надо обязательно преуспеть в изучении целого ряда гуманитарных наук. А Андрей уже к девятому классу школы понял, что это намного сложнее математики и физики. Пришлось обратиться к другим примерам. Отец Андрея был моряком - его сын выбрал тот же путь. 

На преддипломную практику курсант Шанин попал на химовоз «Альтаир». Тут и прошел школу молодого бойца.

- Наш капитан Вартан Саркисович Абгарян с недоверием отнесся к моей предыдущей практике на теплоходе «Мария Ермолова», - рассказывает он. - Считал, что для моряка торгового флота практиковаться на «пассажире» - дело несерьезное.  Так что мне пришлось начинать с азов: полтора месяца отработал на палубе вместе с остальными матросами, и только потом по месяцу  с каждым из помощников капитана, - вспоминает Андрей. – Но именно там, в Северном море, которое славится своим  интенсивным трафиком, я отработал навыки по расхождению судов, которые служат мне по сей день. Это было хорошей школой.

Учеба закончилась, а обучение продолжалось. После практики в «Новошипе» Андрей даже и не думал искать должность четвертого помощника в другой компании. Здесь же в 2009 году он стал третьим помощником капитана на танкере «НС Концепт». По сравнению с предыдущими его судами это была настоящая громада: сто тысяч тонн со своим характером и набором навигационных характеристик.

- Адаптироваться помогли капитан Александр Евгеньевич Филькин и все то же Северное море, - рассказывает Андрей. – Работали на коротком плече. За весь рейс всего лишь два длинных перехода: в Конго и обратно. Капитан тоже спуска не давал,  чуть ли не ежедневно экзаменовал меня по мануалам. Пришлось одновременно штудировать и навигационную часть своей профессии, и административную. Зато в конце рейса он крепко пожал мне руку и с теплотой сказал: «Ждем после отпуска». Для меня это было лучше любого промоушена.

К сожалению, вернуться на «Концепт» Шанину не удалось: компания направила его на другое судно, «Московский кремль». Тут ему впервые открылась изнанка морской романтики в Аденском заливе и не только там.

- На тот момент прошло всего несколько месяцев с пиратского захвата и освобождения другого нашего танкера, «Московского университета», - вспоминает Андрей. - Еще не утихли страсти, все мы всё еще переживали те сутки, которые его экипаж был вынужден провести, забаррикадировавшись в так называемой цитадели. А мы на «Московском кремле» с удвоенным рвением отрабатывали тревоги. «Колючка» на леерах, охрана на мостике, штурмовые винтовки наперевес: всё, шутки кончились.

С тех пор для всех российских моряков профессия стала немного другой. Даже если ни атак, ни даже угроз пиратского нападения в реальной жизни им не встречалось, сами угрозы от этого больше никому не кажутся виртуальными. Но даже это не стало причиной для Андрея Шанина, чтобы изменить свой выбор жизненного пути.      

 

А в 2013 году Андрей, впервые в должности второго помощника капитана, был направлен на знаковый для него танкер «Эльбрус».  

- Поначалу я немного волновался, - рассказывает он. - И дело не в том, что это был первый рейс в новой должности. К этим обязанностям я был готов. Просто мой отец, Евгений Львович Шанин, до того как ушел преподавать в «Новошип Тренинг», работал штурманом именно на «Эльбрусе». Здесь многие его помнили - надо было соответствовать. 

Переживания оказались напрасными. На «Эльбрусе» его встретила особенная, почти домашняя атмосфера, которую в первую очередь задавали два капитана: Николай Головченко и  Николай Демченко. Для них люди, экипаж всегда на первом месте. Это он - носитель умений и навыков, которые держат судно на плаву. А дружелюбный климат на борту является обязательной составляющей успеха. В 2014 году это, кстати, было подтверждено престижной корпоративной наградой: «Эльбрус» был признан лучшим в составе флота «СКФ Новошип».

- А, между прочим, в тот год у нас был просто «парад» многочисленных веттингов, инспекций классификационных обществ и государства флага, Черноморского и Парижского меморандумов, - рассказывает  второй помощник. - Мы все прошли без единого замечания. Честно скажу, я рад, что и мой вклад в общее дело сработал на успех «Эльбруса».

Дополнительную проверку на прочность добавил плановый ремонт в сухом доке в Тузле. Работы валом у всех офицеров, но именно в такую горячую пору особо наблюдательные имеют возможность поучиться у настоящих мастеров, просто отмечая для себя, как и что те делают (или не делают).

- Мимо Николая Ильича Головченко не проходил ни один этап ремонтных работ, - вспоминает Андрей. - Вот он только что был на капитанском мостике, а через десять минут уже в доке у гребного  винта вызывает кого-то по рации, отдает указания. Может и похвалить, а, если надо, то и разнос устроить, но без обид, строго по делу.

Андрей Шанин на «Эльбрусе» прижился. Последние три контракта плотно работал в Юго-Восточной Азии. Южно-Китайское море, Малаккский и Сингапурский проливы: в этих местах броуновское движение джонок и мелких рыбацких суденышек, которые выныривают из-под носа  как черт из коробочки, - норма жизни. И снова это стало возможностью для очередного мастер-класса, на этот раз по навигации:

- Порой на радаре будто пчелиный рой светится. А наш капитан Николай Васильевич Демченко стоит на мостике как скала. Никаких поспешных решений, за каждым действием  - тонкий расчет. И ни один мускул на лице не дрогнет. Приятно наблюдать за такой работой! 

Андрей Шанин, второй помощник капитана на танкере «Эльбрус» СКФ Новошип