Авантюристы из списка «Форбс»

Стать настоящим искателем приключений, причем без отрыва от основного места работы, может каждый. Для этого можно, например, купить акции такой компании как Odyssey Marine Exploration. Ее работники - профессиональные кладоискатели. Вот уже более двадцати лет они бороздят Мировой океан в поисках сокровищ на затонувших кораблях. В рейтинге самых необычных публичных компаний журнала «Форбс» американский Odyssey лидирует не первый год.

 

 

Поднялись на крушении «Республики»

За последние двадцать лет Odyssey Marine Exploration подняла затонувшие сокровища с сотни судов. В этом списке как триеры времен Пунических войн, так и современные суда. Надо ли удивляться, что с таким послужным списком компания имеет заслуженный статус телезвезды.

Всемирная слава к ней пришла в 2003 году, когда  компания обнаружила место кораблекрушения парохода «Республика» времен американской Гражданской войны. Подготовительная работа по поиску сокровищ велась более пяти лет. Историки Odyssey Marine Exploration шерстили архивы и музейные запасники, дотошно изучали карты течений за последние полтора века, судовые журналы компаний, чьи пароходы работали в месте предполагаемого крушения «Республики». Награда была достойной: с глубины 600 метров водолазы Odyssey Marine Exploration подняли более 50 тысяч золотых и серебряных монет, 14 тысяч предметов старины, которые потом выгодно продали на антикварных аукционах. 

И сорок тонн серебра

К услугам Odyssey Marine Exploration регулярно обращаются правительства разных стран. Например, в 2010 году к ним поступил серьезный заказ от министерства транспорта Великобритании: кладоискатели должны были найти и поднять груз, который перевозило судно Gairsoppa.

Во время Второй мировой войны пароход Gairsoppa был мобилизован правительством Англии для перевозки военных грузов. В свой последний рейс судно вышло из Калькутты в декабре 1940 года.  На борту Gairsoppa были чугун, чай и 200 тонн серебра в слитках. Естественно, именно благородный металл, а не чугунные чушки интересовал правительство туманного Альбиона.

Караван, в составе которого шла Gairsoppa, был атакован немецкой подлодкой. Пароход чудом уцелел и был вынужден продолжать свой  путь в одиночку. Но на этом его несчастья не кончились: уже у берегов Англии Gairsoppa вновь подвергся атаке, причем двойной: с воздуха его расстреливали «фокке-вульфы», а из-под воды торпедировала очередная подлодка противника. Из 85 членов экипажа выжить удалось только второму помощнику капитана, которого через две недели вместе с обломками корабля прибило к побережью Корнуолла.

Благодаря живому очевидцу тех трагических событий Odyssey Marine Exploration обнаружила останки Gairsoppa уже на следующий год. Они покоились на глубине почти пяти километров. В результате проведённой операции со дна океана удалось поднять 67 тонн серебра.Лондон расплатился щедро: 80 процентов найденного на сумму более ста миллионов долларов поступило  в собственность Odyssey Marine Exploration.

Операция «Черный лебедь»

Еще одна история компании кладоискателей - операция «Черный лебедь» - также начиналось очень прилично, с нового правительственного заказа. А закончилась в духе авантюрного романа.

В самом начале нулевых британское правительство наняло Odyssey Marine Exploration, чтобы найти легендарный английский парусник Sussex, затонувший в конце семнадцатого века в районе Гибралтарского пролива. Парусник вез какому-то влиятельному испанскому идальго самую крупную взятку в истории: более шести тонн монетарного золота. Однако разразившийся шторм унес с собой на дно и всё золото, и весь экипаж.

Специалисты Odyssey Marine Exploration рьяно взялись за дело и вскоре нашли судно. И тут в ход поисков вмешались испанские власти. Дело в том, что в этом районе на дне моря лежит около 400 судов. В Мадриде были уверены, что кладоискатели из Odyssey нашли не английский, а испанский фрегат - «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес». Он затонул на сто лет позже, а груз его был значительно дороже: 17 тонн золота и серебра. Это было одно из последних судов, перевозивших золото колоний Центральной Америки испанской короне.

Испания запретила работы, которые вел Odyssey. Пять лет его работники терпеливо ждали, пока юристы и дипломаты с обеих сторон ломали копья над кладом, покоившимся на дне моря. В 2007 году терпение лопнуло и золото умыкнули прямо из-под носа испанских властей. Буквально  за несколько дней кладоискатели на свой страх и риск подняли его со дна. И прежде, чем испанцы успели опомниться, отправили на свои склады во Флориде на зафрахтованном «Боинге-757». То, что испанцы были правы, и золото, и правда, было с их фрегата, стало понятно уже тогда. Но речь шла о самом ценном кладе за всю историю человечества, найденном под водой. Его приблизительная стоимость оценивалась в полмиллиарда долларов. За это стоило побороться. Поэтому следующие пять лет испанские власти судились с Odyssey Marine Exploration за клад со своего фрегата.

В конце концов федеральный суд Флориды постановил вернуть золото правительству Испании. Однако искатели сокровищ тоже оказались в выигрыше: компания, благодаря скандалу, увеличила свою капитализацию на бирже, да еще и репутационные  бонусы приобрела. Авантюризм оказался к лицу искателям сокровищ, количество клиентов у них резко увеличилось.