Август всех рассудит

Август для  мирового судоходства – своеобразное время Ч. «Билль о правах моряков» из области пожеланий перейдет в разряд требований. Каких перемен ждут в этой связи сами моряки? Об этом – репортаж с NS Creation СКФ Новошип.

 NS Creation пришел в родной порт, чтобы пройти аудит администрации флага. Впереди важное событие – сертификация на соответствие требованиям Сводной конвенции Международной организации труда «О труде в морском судоходстве» (MLC) 2006 года. СКФ Новошип предъявляет свои суда аудиторам со значительным опережением. Восемь новошиповских судов в портах Новороссийск и Туапсе уже получили свои сертификаты. Теперь вот пришла очередь NS Creation.  Вместе с техническим инспектором труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) Игорем Холявкой мы поднимаемся на борт судна.

У трапа нас встречает четвертый помощник капитана Дмитрий Гончаров. Провожая к капитану, он рассказывает: судно работает на линии Новороссийск – Триест - порты Египта - монобуи в Ливии, всё экипажу уже знакомо как свои пять пальцев.

- Контракт прошел спокойно, без приключений, - рассказал нам и master Виктор Чижиков. - А в нашей профессии отсутствие новостей – лучшая новость.

Для Виктора Викторовича это последний рабочий день перед отпуском. Но расслабляться некогда: во-первых, судно стоит под погрузкой, а значит, капитан держит на контроле все важные операции. А во-вторых, с минуты на минуту на борт ждут аудитора. Впереди – сертификация.

- Ничего необычного Сводная конвенция морякам «Новошипа» не принесет, - рассказывает капитан. – Ведь еще на этапе строительства нашего танкера учитывались самые высокие стандарты труда и отдыха моряков. В итоге условия на NS Creation значительно превосходят минимальные ее требования, причем по всем разделам. Возьмем, к примеру, санитарные требования к условиям проживания. По конвенции санузел полагается один на шесть человек. А на нашем танкере, как и на всех новошиповских судах,  у каждого моряка - личная каюта, оборудованная санузлом. Я не говорю уже про такие «мелочи», как новенький 3D-телевизор в салоне отдыха для рядовых. «Билль о правах моряков» такого и близко не требует. За это, вообще-то, спасибо культфонду.

Или взять условия труда. В конвенции это второй, но самый главный, наверное, раздел. Но ведь на судне и сейчас учету рабочего времени уделяется особое внимание.

- У нас за этим строгий контроль, - продолжает капитан. - Старпом Андрей Котков все табели сверхурочной работы не единожды перепроверяет. Ведь в последние годы нефтяные компании и европейский Рort statе control (PSC) в первую очередь проверяют документы учета рабочего времени. И в этом нет ничего удивительного – полноценный отдых моряков напрямую связан с безопасностью мореплавания.

Тем не менее, подготовительную работу к сертификации на соответствие требованиям MLC на судне провели со всей серьезностью. Опросники изучили и заполнили, а уже на их основании оформили и Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве - ее отправили в администрацию государства флага.

На борт NS Creation поднимается Александр Возненко, аудитор администрации либерийского флага. Это он проводил сертификацию на восьми новошиповских судах, и везде без замечаний. Не стал исключением и Creation. Несколько часов бесед с экипажем, изучение судовой документации, осмотр санитарного состояния судна: замечаний - ни одного.

Каких изменений ждать морякам Новошипа с августа? Об этом мы решили спросить и у самого аудитора.

- Компания, входящая в десятку крупнейших в мире, и без того придерживается наилучших практик в области соблюдения прав моряков, - считает Александр Юрьевич. -  Прибавьте к этому  действующий коллективный договор, условия которого выше стандартов MLC. Вот и выходит, что новошиповские моряки и до «Билля» были защищены лучше многих своих коллег. Другое дело - субстандартное судоходство. Меня часто привлекают в Ростов-на-Дону, в Махачкалу в качестве морского эксперта. Так вот там флот находится просто в кошмарном состоянии. Есть суда, где моряки месяцами не получают зарплату, а санитарные условия на судне - на уровне средневековья. Именно против такого беспредела и направлена Сводная конвенция. С введением «Билля» за малейшее нарушение трудовых прав на судне PSC может наложить арест, а администрация флага - отозвать лицензию.

С такой точкой зрения согласен и технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка. Он сам неоднократно участвовал в решении трудовых споров, возникающих там, где условия жизни и труда средневековые, а моряки работают за тарелку супа.

- И, тем не менее, даже для самых передовых компаний сертификация - важное событие. Это подтверждение их лидерских позиций, - говорит Игорь Холявка.

Фоторепортаж с судна NS Creation ЗДЕСЬ.