Безэкипажные суда: популизм или недалекое будущее?

Отраслевой центр Маринет и информационный портал Portnews провели видеоконференцию о перспективах развития автономного судоходства. Высказаться пригласили экспертов морской отрасли, отвечающих за правовое и техническое обеспечение. В числе главных докладчиков были гендиректор Маринет Александр Пинский и координатор группы по нормативному регулированию Виталий Клюев.

В настоящее время отраслевой центр осуществляет экспериментальный проект БЭС-КФ по внедрению искусственного интеллекта на нескольких торговых судах – это танкер «Михаил Ульянов» компании СКФ и сухогруз «Pola Anfisa» (менеджер Pola Rise), а также на судах Росморпорта. Параллельно рабочая группа, заручившись поддержкой Минпромторга, лоббирует законодательные изменения для помещения самого понятия «автономное судоходство» в российское правовое поле и устранения правовых коллизий в существующих законодательных актах, в том числе Кодексе торгового мореплавания – в частности, трансформации понятий «экипаж», «ответственность капитана» и «роль судовладельца».

Как сообщили докладчики, до конца текущего года ожидается окончание подготовительных работ, и с 2021 года автоматизация торговых судов должна стать доступна для всех компаний. Таким образом, по замыслу авторов проекта, судовладельцы смогут сэкономить более 30% своих финансовых ресурсов, ведь самая обширная статья трат – это как раз расходы на зарплату экипажу и репатриацию. 

– Думаю, что на век тех, кто сегодня отучился в морских учебных заведениях, обычных судов хватит, – прокомментировал развитие проекта БЭС-КФ Виталий Клюев. – Но прогресс не стоит на месте, мы должны это понимать. С введением автоматизации повысятся роли берегового персонала, сюда будут активно привлекать морских офицеров. Не стоит также забывать и о нехватке старшего комсостава – по данным IMO, дефицит на судах сегодня составляет примерно 15-20%. Автоматизация решит эту проблему.

Однако у практиков, погруженных в отрасль, этот прогресс вызывает больше вопросов, чем ответов. И самый главный из них – в любой автоматике когда-то может произойти сбой. «Будет создан аналог «морского спецназа», который при возникновении спорных и опасных ситуаций на безэкипажном судне высадится и устранит неполадки, – ответил Александр Пинский. – Автономизация является естественной эволюцией судоходства, при этом моряки никуда не денутся – капитаны и механики будут востребованы в центрах на берегу. Профессия просто трансформируется, станет более квалифицированной и безопасной».

А вот что думают об автоматизации курсанты 4 курса судоводительского факультета ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова: «Экипажи все-равно будут нужны на судах, механизмы ведь не вечные, их должен кто-то обслуживать, за ними следить. А если нужны будут инженеры, чтобы контролировать работу механизмов, то нужен будет и повар, чтобы их кормить. Да, процесс автоматизации уже идет полным ходом, но это абсолютно точно не заменит полностью моряков на судах».