Бенгальские базары – всегда шоу

Самые далекие и загадочные страны, одни названия которых для всех сухопутных звучат как музыка, для моряка – обыденное дело. Сингапур, Индия, Пуэрто-Рико – никакое не «ах», все строго и буднично, как в соседнюю булочную сходить. В этот раз в роли «булочной» для Романа Ярлыкова, второго помощника капитана  «Torgovy  bridge» ОАО «Совкомфлот»  выступил экзотический Бангладеш.

- Свой последний рейс я провел, можно сказать, в его окрестностях. Полтора месяца мы возили дизель в Читтагонг, крупнейший промышленный центр страны. Все время операции ship-to-ship, сильные течения, высокие приливы. Да еще дно такое, что якорю негде зацепиться, сплошь ил и грязь. В общем, намаяться пришлось здорово. Так что на берег при первой возможности все не шли - бежали.

А там и без нас народу на улицах тьма. Это и не удивительно: ведь Бангладеш самая густонаселенная страна в мире. По площади она как два Краснодарских края, зато народу здесь живет всего на миллион меньше, чем во всей России. Дело в том, что, несмотря на контроль за рождаемостью, в бенгальских семьях традиционно не менее трех-четырех детей. Когда я разговорился с начальником местной таможни в аэропорту, он очень удивился, узнав, что у нас в России государство платит матерям  за второго ребенка триста тысяч рублей.

Нищета в Бангладеш – норма. По этой причине портовые власти Читтагонга даже предоставляют стоящим в порту судам услуги так называемых «watchman». Это бригады местных босяков, которые следят, чтобы другие местные по бедности своей не прикарманили что-нибудь из судового имущества. На «смотрящих» лежит и ряд других ответственных функций. Например, они фильтруют всяких коробейников, которые толпятся у трапов, они же могут найти вам проверенного гида или надежного велорикшу.

Вело- и моторикши - самый популярный вид транспорта здесь. Их гораздо больше, чем автомобилей. При этом каждая коляска – это произведение искусства, все они расписаны живописными местными орнаментами, и все разные. Но прежде чем в нее сесть, убедитесь, что пассажирская кабинка оборудована щеколдой, а на окнах стоят решетки. Все это пригодиться в случае налета попрошаек. Я на личном опыте убедился в необходимости таких строгих мер безопасности. Дети стайками преследуют экипажи с криками «Give me one dollar, please», и чуть зазеваешься - норовят залезть в кабину. Правда, бангладешские нищие все равно не такие настырные, как в соседней Индии. У них другой стиль – они не шумом берут, а жалостливостью: стоят молча, с протянутой рукой и лицом, полным вселенской скорби.

Вообще, в увольнении для меня предпочтительней всего поход по местным достопримечательностям. Но в Бангладеше с музеями как-то туговато. Зато местные базары  сами по себе - шоу под открытым небом. Многие торговцы здесь знают русский. Причем, такой богатый и могучий, что портовые грузчики по сравнению с ними - дети малые. При этом они, по-моему, понятия не имеют, что расхваливают свой товар преимущественно трехэтажным русским матом.

Естественно, как и на всяком восточном базаре, здесь главное правило – торговаться. Причем, цену надо сбивать сходу раза в два-три. Тем более, что изъянов практически у любого товара – масса. Например, очень много изделий из змеиной кожи. Но это изобилие сопровождается отвратительным качеством исполнения. Я полбазара перерыл, прежде чем нашел и вправду отличный ремень из кобры, всего-то за двадцать баксов. Еще одна гордость местной легкой промышленности – одежда из муслина.  В ней тело свободно дышит даже в самую жару и духоту. Однако, и тут нельзя зевать. Местная буржуазия так и норовит подсунуть что-нибудь побитое молью. Так что, купить подарки своим домашним тоже удалось не без труда.

В общем, я так много времени провел на местном базаре, что перезнакомился чуть ли не со всеми. И решил: раз уж я тут такой свой в доску, может я и за прилавок встану? Одел «курта» (местная мужская сорочка), встал рядом с хозяином палатки и давай зазывать. Народ тут же столпился у лавки, кто-то в шутку торгуется со мной, другие фотографируются. Кассу я в тот день, может, и не сделал, но мастер-класс по привлечению публики точно провел.

фото Романа Ярлыкова