Беспилотный танкер для Арктики: моряк «за бортом» не окажется

В России будут созданы беспилотные танкеры и газовозы для освоения северных месторождений углеводородов. С помощью машинного зрения и спутниковых снимков они смогут оценивать окружающую обстановку и самостоятельно принимать решения о совершении маневров. Как рассказали «Известиям» в судоходной компании «Совкомфлот», в качестве образца конструкторы используют танкер «Михаил Ульянов», который обслуживает арктическую нефтедобывающую платформу «Приразломная». Инновационную систему планируется реализовать на одном из газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Спуск инновационного танкера на воду намечен на 2023 год.

Технология самостоятельности

Современные транспортные суда океанического класса можно сравнить с небольшими городами, а сложность управления ими вынуждает моряков днем и ночью нести вахту. Российские инженеры предложили упростить управление и удешевить эксплуатацию, реализовав концепцию безэкипажных судов. Новую технологию уже собираются применять на отечественных верфях.

– Для того чтобы научить технику действовать самостоятельно, вначале нужно проанализировать, каким образом она двигается под управлением человека, – отметил советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» Александр Андреев. – С этой целью на нескольких судах мы установили множество видеокамер и тысячи датчиков, которые фиксируют работу систем. Информация передается в центр обработки данных, где происходит обучение системы искусственного интеллекта, которая в будущем сможет осуществлять управление.

Александр Андреев добавил, что для отработки беспилотной технологии корабелы выбрали танкер «Михаил Ульянов», который активно используется в обслуживании арктической нефтедобывающей платформы «Приразломная».

По словам инженеров, на судне проходит тестирование сразу целый комплекс инновационных систем, позволяющих ему автономно двигаться даже в сложных условиях северных морей.

– Окружающую обстановку улучшенные суда будут оценивать с помощью машинного зрения (радиолокация, оптико-электронные системы), автоматической идентификационной системы (АИС) и сервисов данных (электронно-картографических и спутниковых), – пояснил генеральный директор отраслевого центра «Маринет» Александр Пинский. – Кроме того, они смогут автоматически принимать решения по маневрированию и расхождению с другими судами на основе системы искусственного интеллекта, учитывающей окружающую навигационную обстановку, технические параметры, погодные условия и международные правила движения судов. В настоящее время отрабатывается несколько вариантов организации беспроводной связи и дистанционного маневрирования транспорта, включая караванное управление с головного судна.

 

Газовый гигант

- Проект планируется реализовывать поэтапно, - рассказал Александр Пинский. - Вначале экипаж будет сокращен с 25 человек до 13, минимального состава согласно требованиям международных правил. Оставшиеся на судне моряки будут освобождены от постоянного несения вахты. Полностью беспилотное судно построят на следующей стадии, когда для его работы будут внесены изменения в международную нормативную базу.

 

По словам представителей компании «Совкомфлот», в дальнейшем инновационную систему планируется реализовать на одном из газовозов, который будет обслуживать проект компании НОВАТЭК «Арктик СПГ-2». Спуск на воду инновационного судна намечен на 2023 год.

Уменьшение экипажа позволит компании значительно снизить затраты на эксплуатацию, ведь это специалисты мирового уровня с соответственной зарплатой. В частности, капитан газовоза получает в среднем 1,5 млн рублей в месяц. Кроме того, отсутствие людей позволит за счет освободившихся жилых помещений и продуктовых складов увеличить место для груза.

Создание беспилотных систем для крупных судов сможет упростить наиболее трудные задачи, связанные с управлением, считает директор Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета Денис Злыгостев.

– Особенно это касается маневрирования в ограниченном пространстве. В частности, сейчас актуальна задача автоматического входа в порт и швартовки судна, при выполнении этой сложной операции ошибки могут совершать даже опытные экипажи, – заявил эксперт.

Несмотря на наличие похожих проектов в других странах, специалисты подчеркивают уникальность российского опыта.

– В отработке технологий задействованы настоящие коммерческие суда сразу трех судоходных компаний различного типа, функционирующие в разных условиях (в том числе, в Арктике), – подчеркнул Александр Пинский. – Пока что в таких масштабах за эту задачу еще никто в мире не брался.

Появление нового судна также прокомментировали в Минпромторге. В 2019 году ведомство заключило госконтракт с АО «Кронштадт Технологии» на выполнение ОКР «Разработка единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота различного назначения (шифр БЭС-КФ). Вопросы безопасности мореплавания безэкипажных судов требуют значительной проработки. Помимо создания оборудования, мы видим необходимость в разработке не менее двух национальных стандартов. Также потребуется обновление не менее трех стандартов в области проектирования, строительства и эксплуатации судов и судового оборудования при безэкипажном судовождении.

По мнению Российского профсоюза моряков (РПСМ), к 2023 году вряд ли удастся утрясти даже одну юридическую сторону вопроса безэкипажного судоходства.

– Надежность автономного флота должны подтвердить испытания, пока же безопасность таких многообещающих проектов вызывает сомнения, – уверены в РПСМ. – А до тех пор моряки и их рабочие места «за бортом» не окажутся. Но даже когда отрасль совершит революцию, ей все равно нужны будут высококвалифицированные кадры с опытом работы в море.

Так что в полной мере беспилотные суда по оценкам специалистов начнут работу лишь к 2035 году.