Больничных и пенсий нет, а телефон на прослушке

В Европе по сей день присваивают чужой труд

В конце марта в Европе проходила Неделя профсоюзных действий за достойные условия труда в транспортном секторе, организованная Европейской федерацией транспортников (ЕФТ).

В 18 странах континента транспортные рабочие провели 100 акций с призывом к властям Евросоюза и работодателям улучшить условий труда. Завершились они широкомасштабной демонстрацией в Брюсселе. В ней приняли участие около 6000 человек, среди них и представители Российского профсоюза моряков (РПСМ). А главным итогом кампании «За справедливый транспорт» стало подписание коллективного договора между немецким профсоюзом Ver.di и лоукостером Ryanair – авиакомпанией, вызвавшей всеевропейский протест.

За 10 последних лет эта крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы прославилась несправедливыми условиями труда. Лоукостер практикует социальный демпинг, выплачивая, например, польским работникам зарплату на 40% меньше, чем ирландским. У многих европейцев также нет оплачиваемых больничных, декретных отпусков и пенсий. По признанию бывших сотрудников, компания прослушивала их телефоны, заставляла оплачивать обучение из собственного кармана, расспрашивала подробности визитов к врачу. Ryanair могла в принудительном порядке заставить работника вместе с семьей перебазироваться в другую страну, дав на сборы неделю, а если сотрудник не укладывался в отведенный срок – увольняла. Неудивительно, что ее сотрудники преимущественно – молодежь. Парни и девушки со всей Европы из-за отсутствия опыта и безработицы вынуждены соглашаться на унизительные условия труда. Их борьбу поддержала молодежь Европейской федерации транспортников.

Долгое время Ryanair удавалось уклоняться от ответственности перед своим персоналом, однако многомесячные переговоры и широкомасштабная акция возымели действие. Через два дня после демонстрации в Брюсселе авиакомпания, много лет уходившая от подписания коллективного договора, все же заключила соглашение для своих немецких сотрудников, а это – каждый четвертый. Теперь работникам гарантирована стабильная базовая заработная плата. Профсоюз Ver.di заручился поддержкой правительства Германии, которое закрыло все имеющиеся в законодательстве лазейки, ранее позволявшие лоукостеру эксплуатировать работников. Кроме того, под серьезным давлением со стороны европейских профсоюзов председатель совета директоров Ryanair Дэвид Бондерман принял решение покинуть свой пост в следующем году.

– Я аплодирую нашему членскому профсоюзу Ver.di, который подписал колдоговор с Ryanair, – сказал генеральный секретарь Международной федерации транспортников (МФТ) Стив Коттон. – Надеюсь, что это соглашение проложит путь к справедливым стандартам труда для многих европейцев.

При этом МФТ и ЕФТ настаивают на заключении Ryanair коллективных договоров с профсоюзами всех странах, где представлен ее бизнес. Только тогда она сможет шагнуть в XXI век, где нет места унизительным и рабским условиям труда.

Проблему демпинга и рабских условий можно встретить и в судоходстве. Ситуация, когда моряки одной национальности теряют рабочие места из-за того, что судовладельцы могут нанять «дешевую рабсилу», например, из Бирмы или Филиппин, чтобы сократить расходы по зарплате, – несправедлива. Эта проблема не обошла стороной и российскую судоходную отрасль. В порты Балтики заходят суда, где граждане РФ получают нищенскую заработную плату по сравнению со своими европейскими коллегами. Это и есть социальный демпинг. И такие теплоходы довольно часто попадают под акции протеста.

Примеры бесчеловечного обращения с моряками в России тоже есть. Достаточно вспомнить ситуацию с теплоходами SS Veles и SS Ross, где экипажи не только не получали зарплату, но и трудились в ужасных условиях без достаточного количества еды и воды. Несколько моряков погибли. А судовладельцы пока не понесли практически никакого наказания.

Сегодня в транспортном секторе ЕС на суше, в море и воздухе заняты более 10 миллионов европейцев. Все они предоставляют жизненно важные услуги. Но, к сожалению, их права и интересы под угрозой: рабочие столкнулись с ухудшением условий занятости, в том числе с сокращением заработной платы. Битва за уход компании Uber с рынка, злоупотребления в грузоперевозках, автоматизация в портах и на судах, приватизация железнодорожного транспорта – вот что заставило рабочих выйти на улицы.

Участие молодых представителей РПСМ в кампании «За справедливый транспорт» – еще одна возможность привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются транспортники.

– Национальные транспортные профсоюзы, в том числе морские, должны делать все возможное, чтобы противостоять ухудшению условий труда, – уверен председатель ППО моряков Севастополя РПСМ Артем Боев.– Чтобы отвечать на современные вызовы, мы, транспортники, должны поддерживать друг друга по всему миру.