Будущее проверят морем

Мы живем в то чудесное время, когда еще вчерашняя фантастика сегодня превращается в обычную повседневность. В области судоходства число новейших технологических достижений также растет год от года. Может, пришло время заглянуть в будущее торгового мореплавания?

 

Одна из самых ожидаемых технологий ближайшего будущего в торговом мореплаванииBallast Free Ship. Она сейчас как раз находится в стадии тестирования. Ее смысл в том, чтобы в конечном итоге полностью отказаться от использования балластных вод. Для этого в корпус судна будут вмонтированы продольные трубы. Морская вода будет свободно протекать по ним от носа до кормы, создавая необходимый балласт,

Почему это так актуально? Все из-за проблемы инвазивных чужеродных видов. Они способны нести смерть и разрушения если не целым экосистемам, то, как минимум, отдельным видам. Ну, вспомните, какое отрицательное воздействие на популяцию мидии оказал рапан, завезенный из прибрежных японских вод в Черное море. В свое время он почти ее уничтожил.

Во внедрении Ballast Free Ship очень заинтересованы судовладельцы по всему миру. Ведь после принятия в 2017 году Конвенции IMO по Управлению Балластными Водами (Ballast Water Management Convention) подход к вопросу балласта ужесточился. Ballast Free Ship позволит не загрязнять и не транспортировать морские организмы из одной экосистемы в другую.

 

Не только «Совкомфлот», но и другие крупные судовладельцы все чаще склоняются к судам, работающим на СПГ-топливе, чтобы соответствовать вводимым IMO с 2020 года ограничениям на содержание серы в тяжелом топливе. Добавьте к этому рост цен на топливо, да и общее ухудшение состояния экологии, на которое не могут закрывать глаза даже сильные мира сего. Все это подталкивает судовладельцев на то, чтобы идти еще дальше и искать достойную альтернативу традиционным судовым двигателям.

Одна из них – замена дизель-генераторов электрическими аналогами. Норвежский оператор The Fjords, крупнейшая паромная компания в Норвегии, а также владелец самого большого в мире флота паромов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), год назад принял в эксплуатацию новое экологичное судно Future of The Fjords.

Катамаран сделан из композиционного материала на основе углеродного волокна. Он оборудован электрической движительной установкой. Два электродвигателя мощностью 450 кВт обеспечивает скорость в 16 узлов. Его 42-метровый корпус заполнен аккумуляторами, которые подзаряжаются в течение дня. Никаких шумов, никаких вибраций, никаких вредных выбросов в кристально чистые воды норвежских фьордов, которые находятся под защитой ЮНЕСКО.

Еще один альтернативный вариант – универсальная энергетическая установка типа «турбина-генератор-электродвигатель». Это интегрированная электрическая двигательная система, состоящая из газовых турбин и дизель-генераторов, которые производят трехфазное электричество. Оно используется для питания электродвигателей, которые вращают гребные винты или создают водяные струи. Одним из преимуществ этой технологии является то, что она дает больше свободы при размещении двигателя, а кроме того делает суда менее шумными, тяжелыми и объемными. Электрическая двигательная система уже установлена на некоторых военных кораблях британского и американского флота. 

За «беспилотными» морскими судами будущее. Так решили в Еврокомиссии. Чиновники Евросоюза планируют выделить около двадцати миллионов евро на строительство автономных судов в рамках проекта Autoship. В создании «умного» флота примет участие Rolls Royce и Kongsberg Gruppen, норвежский технологический гигант. Проект предполагает создание двух автономных судов с дистанционным управлением, а также создание соответствующей береговой инфраструктуры для них. Тестирование пройдет в водах ЕС: из Балтийского коридора в крупный порт одной из стран Евросоюза. 

Autoship включает в себя полностью автономную навигацию, самодиагностику, прогнозирование и планирование морских операций, а также использование коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить высокий уровень кибербезопасности и интеграцию судов в электронную инфраструктуру. Параллельно для пула автономных судов разработают цифровые инструменты и методологию проектирования, моделирование и анализ затрат. Однако еще далеко до того времени, когда беспилотники начнут бороздить Балтику. В Kongsberg построили контейнеровоз Yara Birkeland. Его спустили на воду в 2018 году. Но только к середине 2020 он станет полностью автономным.

А вот крупным портом, в котором пройдет тестирование Autoship, скорее всего, станет Роттердам. Во всяком случае, его администрации уже начала подготовку. Полным ходом идут испытания автономной навигации в порту. Для этого они оборудовали старое патрульное судно с камерами, радарами, датчиками, превратив его в своего рода плавучую лабораторию. Судно отправили собирать данные о погоде, движении судов и обо всём, что происходит в гавани.

– Несмотря на заметное оживление отрасли по поводу судна без экипажа, вопросы безопасности при эксплуатации беспилотников до сих пор вызывают сомнения, – считают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Кто и как будет обслуживать судно, если в рейсе откажет система навигации? Кроме того, сегодня любое судно в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным и угрожает безопасности мореплавания. Не зря для обеспечения его жизнедеятельности на нем должен находиться минимальный состав экипажа – шесть человек. Пройдет немало времени прежде, чем испытания подтвердят надежность или провал идеи автономного судоходства. 

Самые обсуждаемые технологии последнего десятилетия - блокчейн и 3D-печать – добрались и до торгового мореплавания. И первопроходцем в обоих стала датская Maersk. Еще в 2014 году компания начала эксперимент по выпуску запасных частей для судов прямо в машинном отделении. По прогнозам инженеров через десять-пятнадцать лет каждое судно будет оснащено 3D-принтером, чтобы изготавливать в море даже самые сложные запчасти. Трудность могут возникнуть только при сертификации и экспертной оценке цифровых файлов, с которых будет вестись 3D-печать. Но это уже мелочи жизни.

Крупнейший в мире контейнерный оператор из Дании отметился также и в буме криптовалют. Контейнерные перевозки составляют порядка 60 процентов морских торговых перевозок, однако рынок сталкивается с такими трудностями, как избыток тоннажа, низкие ставки фрахта, а также ужесточение норм безопасности и экологии. Ежегодно на транспортировке пустых контейнеров в мире теряются сотни миллионов долларов.

Год назад Maersk вместе с IBM создали совместное предприятие для внедрения системы blockchain. В их планах выпуск криптовалюты для новой блокчейн-платформы Global Shared Container Platform (GSCP), которая поможет трансформировать индустрию судоходства навсегда.

Новая блокчейн-платформа в перспективе может заменить тонны печатных документов и в особенности коносамент. Технология блокчейн позволит осуществлять ряд транзакций, связанных с обработкой контейнеров. GSCP является первым в мире реестром почти тридцати миллионов морских контейнеров . Уже подсчитано, что использование платформы сократит расходы на перевозку примерно на 5,7 миллиардов долларов в год, и даже повлияет на выбросы углекислого газа. Они уменьшаться на 4,6 миллионов тонн в год.