Была трагедия – теперь бренд

Мир решил с размахом отпраздновать сто лет со дня гибели «Титаника». В ирландском Белфасте, где было заложено судно, открывается «Titanic Belfast» - самый крупный в мире музей под открытым небом. А Голливуд на широкие экраны повторно выпустил знаменитый «Титаник» Джеймса Кэмерона, переформатированный уже в революционные стандарты 3D и IMAX.

Итак, «Titanic Belfast» - новый музей в Ирландии, где был построен «непотопляемый» лайнер. Он занимает несколько городских кварталов. Его строили более трех лет: дольше, чем сам лайнер. В самом центре музейного района стоит огромная пятнадцатитонная табличка с надписью «Титаник». Здесь же находится крупнейшая в мире уличная карта северного полушария, наглядно демонстрирующая его маршрут через Атлантический океан. Но самое главное - это фантастическое семиэтажное здание, в котором располагается девять интерактивных галерей. Они в мельчайших деталях воспроизводят всю вызывающую роскошь этого самого знаменитого судна в истории человечества. Здесь можно увидеть шикарные интерьеры «Титаника», услышать музыку, звучавшую в его ресторанах, в том числе и в момент гибели, узнать истории людей, причастных к истории парохода.

Интересно, будет ли среди этих историй рассказ о Вайолет Джессоп? Это имя мало кому известно, однако судьба этой женщины удивительна настолько, что  даже заставляет задуматься о божественном провидении. Она была стюардессой на «Титанике». И это единственная стюардесса, которая трижды переживала кошмарные аварии лайнеров, на которых работала: «Олимпик»  в  сентябре 1911 года, «Титаник» в апреле 1912 и «Британика» в ноябре 1916 года. На всех трех лайнерах в момент катастрофы Джессоп была на борту и удивительным образом осталась жива. А вот история миллионера Альфреда Вандербильта скорее, наоборот, говорит о неотвратимости рока. В 1912 году в последний момент перед отплытием лайнера богач отказался от путешествия. Но в 1915 году он все равно оказался на борту океанского лайнера «Лузитания» и погиб вместе с ним во время торпедной атаки.

Словом, интерес к ирландскому проекту превзошёл все ожидания. На сегодняшний день уже распродано 50000 билетов. А те, кому  билетов не хватило, забронировали их через Интернет.

Еще одним громким культурным событием накануне сотой годовщины трагедии стал выход книги известного в Британии криминального репортера Роберта Стрейнджа. Автор нового бестселлера «Кто потопил «Титаник»? во всем обвинил … Уинстона Черчилля.

Оказывается, «отец нации» в те годы  был министром торговли и морского флота. По утверждению Стрейнджа Черчилль отнесся к своим обязанностям спустя рукава. Он не реагировал на неоднократно поступавшие докладные записки о нарушении правил безопасностина море, а контроль качества при строительстве «Титаника» поручил бездарному и халатному инженеру, который прозевал все недочеты, связанные с плохой обшивкой судна и нехваткой шлюпок. Но так как Черчилль сменил министерское кресло за год до спуска судна на воду, расследование причин катастрофы практически его не коснулось.

Несмотря на всенародную любовь к Черчиллю, книга в Англии раскупается бешеными тиражами.

Многие считают, что гибель «Титаника» стала самым ужасным событием в истории человечества. В свое время она действительно стала самой крупной по числу человеческих жертв и держала пальму первенства целых 75 лет. 1513 человек разом погибло в мирное время! Однако в 1987 году случилась еще более страшная катастрофа. На Филиппинах пассажирский паром «Донья Пас» столкнулся с танкером. Погибло 4375 человек. А в 2002 году из-за ветра сенегальский паром опрокинулся у берегов Гамбии, в результате ко дну пошли 1863 человека. Сейчас по числу жертв «Титаник» занимает лишь третье место.

Но шуму на сто лет вперед эта катастрофа наделала не поэтому. Только представьте, «Титаник» на тот момент был вершиной инженерной мысли. Он считался непотопляемым - и при этом затонул всего за два с половиной часа, унеся рекордные для той эпохи полторы тысячи жизней. Сто лет после этого инженеры-судостроители решали загадку: как можно  было спасти «Титаник» от неминуемой гибели? Идей было немало. Но все они требовали тренированного и подготовленного к ЧП экипажа. А люди того времени свято верили, что техника всемогуща, она не подведет. И поэтому не были готовы к чрезвычайным действиям. На «Титанике» перед катастрофой были даже отменены плановые учения по спасению судна.

Но его гибель  стала знаком. После апреля 1912 года  мировое судоходство изменилось навсегда. С этих пор мерилом безопасности становится именно подготовленный экипаж, а не технические навороты судна. А «Титаник» сегодня – это пожалуй самый раскрученный коммерческий бренд. И вот под него-то и пишутся книги, снимаются фильмы и строятся музеи.