Вахту стоят старпом и… старпом

В канун Дня защитника Отечества сразу несколько судов СКФ Новошип посетили свой домашний новороссийский порт. Разумеется, это случайное совпадение. Которым мы не могли не воспользоваться.

Конечно, у нас, представителей Российского профсоюза моряков, к морякам обоих судов, которые мы посетили, было дело. Но был еще и чисто репортерский интерес: в канун самого мужского российского праздника рассказать о людях, без которых половина землян бы замерзла, а другая половина умерла от голода. Именно так говорят о моряках. Их работу не зря называют мужской: это всегда риск, большая ответственность и самодисциплина.

Вот и в родном порту на NS Parade – не до чая с домашними пирогами. Идет погрузка мазута и старпому Андрею Иванченко приходится держать руку на пульсе. ПУГО (пульт управления грузовыми операциями) во время стоянки - и офис, и «мозг». Каждый час у четвертой пристани  порта NS Parade принимает более тысячи тонн мазута. Грузовой план, учет крена и дифферента – вот что сейчас важнее всего. Вместе со старпомом вахту несет и третий помощник капитана Роман Вьюнников.

- Вот тут мы видим наполнение грузовых танков, вот тут – состояние балластных, - показывает Роман. – Вместе с нами погрузку контролирует автоматика. Вот эти датчики показывают давление, температуру, объем. Через 12 часов выйдем на расчетное  количество груза.

Если в ПУГО во время стоянки можно почувствовать биение нервного пульса судна, то чтобы услышать, как гудит его «сердце», надо спуститься вниз, в машинное отделение. Здесь и правда довольно шумно. Судно хоть и стоит у причала, но идет погрузка, и многие механизмы работают. Олег Чечетенко, четвертый механик, только что поменял фильтр опреснителя и сейчас старательно  вытирает руки ветошью.

- Задача «машины» во время погрузки – обеспечить давление и подогреть мазут, - говорит он. - Автоматика на современных судах, конечно, отличная. Но это не значит, что процесс можно пустить на самотек. В любой момент из ПУГО может поступить сигнал, к примеру, на подъем давления.

В последнее время NS Parade работает на коротком плече: грузится в Новороссийске или Туапсе, а затем везет нефтепродукты в Турцию, Болгарию, Румынию, Италию или Францию.  Сейчас в Новороссийске часть экипажа меняется. Вот так и вышло, что на NS Parade мы пообщались сразу с… двумя его капитанами: Виктор  Деревянко, отработав свой контракт, вводил в курс дела Андрея Лаптева.

На другом новошиповском судне, NS Champion, куда мы пришли на следующий день, инспектор Det Norske Veritas как раз проводил так называемый внешний аудит. И это тоже повседневная жизнь моряков современного танкерного флота: проверки, проверки и еще раз проверки.  Иной раз до смешного доходит: инспектор port state control из страны ну очень третьего мира пытается найти проблему там, где ее нет. И это на судне, которое в предыдущем порту прошло без замечаний инспекцию уважаемого классификационного общества.

-  Вы здесь с утра не были! – рассказал Дмитрий Богер, страпом NS Champion, когда мы  поднялись в ПУГО. - Тут был настоящий хоровод из  сюрвейеров, пограничников, таможенников,  представителей терминала и даже работников Роспотребнадзора. Так что  сейчас мы работаем практически в обычном режиме.

С завтрашнего дня Дмитрий в отпуске. Но ведь это только завтра. А сегодняшний день у него «по-стахановски» ударный: в четыре утра швартовка и сразу же  погрузка. Его сменщик, Виталий Редькин, уже рядом с ним в ПУГО.  Сейчас, посматривая на мониторы с данными грузовой программы, он передает ему дела.

Заглядывают в ПУГО попрощаться с товарищами и другие моряки, отработавшие свой контракт. Так мы познакомились с боцманом  Антоном Николаевым. В руках у него -  ажурная  деревянная клетка для птиц самой искусной работы. Оказывается, сам вырезал в свободное от работы время. Вот такое у человека творческое хобби.

- Этот контракт у меня был на четыре месяца, – рассказал он. – Мне очень понравилось: усталость не успела накопиться. Такая практика в нашем пароходстве появилась около года назад. По ходатайству капитана некоторые категории рядовых переводят на четырехмесячные контракты. Хорошо бы она прижилась.

А теперь -  о деле, ради которого мы, представители Российского профсоюза моряков, и посетили в этот раз суда Новошипа. С середины прошлого года РПСМ реализует программу добровольного медицинского страхования для моряков СКФ на время межрейсового отпуска. Вот и сейчас мы вручили 26 страховых полисов  компании РЕСО-Гарантия морякам обоих судов.

Ну, а что же самый мужской российский праздник? Празднуют ли его на флоте? Чтобы узнать об этом наверняка, мы отправились на камбуз, во владения старшего повара NS Champion Юрия Шпака. Как и положено, здесь витали приятные ароматы будущего ужина. Юрий Владимирович рассказал, что  последние 11 лет День защитника Отечества стабильно празднует в море – так получается.

- Ну, конечно же, стараемся как-нибудь выделить этот день. И нет лучшего способа, чем праздничный стол. Всегда стараюсь приготовить что-нибудь особенное, - говорит он. – Шашлычок, праздничные салатики и обязательно торт. Ведь мужчины вообще известные сладкоежки. И моряки – не исключение.