Впервые в России

Первый в России проект по морской добыче углеводородов на континентальном шельфе Арктики вступил в действие. Отгружена первая партия нефти с платформы «Приразломная» на арктический челночный танкер «Михаил Ульянов» ОАО «Совкомфлот».

Вместе с танкером «Кирилл Лавров» они будут работать в рамках долгосрочных соглашений по перевозке нефти между ОАО «Совкомфлот» и ООО «Газпром нефть шельф».

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» и два не имеющих аналогов в мире арктических челночных танкера ОАО «Совкомфлот» вместе со вспомогательными судами составляют уникальный добывающе-транспортный комплекс, способный обеспечить надежную и безопасную поставку на мировой рынок до 6 млн. тонн сырой нефти в условиях круглогодичной навигации, при низких температурах и в сложной ледовой обстановке арктического морского бассейна.

Генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил: «Впервые строительство таких высокотехнологичных морских объектов было успешно осуществлено на предприятии отечественного машиностроительного комплекса - ОАО «ПО «Севмаш» в Северодвинске. Арктические танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» были построены по заказу группы компаний ОАО «Совкомфлот» на предприятии ОАО «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург. Накопленный российскими судостроительными, нефтегазовыми, судоходными предприятиями и финансовыми организациями уникальный опыт взаимодействия в реализации первого российского проекта нефтедобычи на арктическом континентальном шельфе, безусловно, будет востребован в освоении природных богатств Арктики».

Арктические челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 000 тонн усиленного ледового класса Arc6 используют в работе принцип «двойного действия»: имеют ледокольные формы носа и кормы для движения во льдах. Танкеры оборудованы двумя поворотными на 360 градусов винторулевыми колонками, системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой и системой носового приёма груза в арктическом исполнении. Суда зарегистрированы в Российском международном реестре судов и будут работать в проекте под государственным флагом Российской Федерации. Они укомплектованы профессиональными экипажами по 25 российских моряков. Первый рейс танкер совершит в Роттердам.

Кроме того, компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» («Сахалин Энерджи») и группа компаний Совкомфлот в лице ООО «Совкомфлот Шельф» подписали договор о строительстве и долгосрочной эксплуатации многофункционального ледокольного судна снабжения морских добывающих платформ для работы в рамках проекта «Сахалин-2». Срок действия договора – 20 лет. Судно будет осуществлять круглогодичную доставку персонала, снабжения и расходных материалов на нефтяные платформы в Охотском море, а в случае чрезвычайной ситуации обеспечит весь комплекс мероприятий по защите окружающей среды и безопасности персонала в аварийных ситуациях.  Запланированы строительство и последующая эксплуатация еще трех судов обеспечения с ледовым классом.

Возможность расширения участия ОАО «Совкомфлот» в проекте «Сахалин-2», как отметил Сергей Франк,  в полной мере соответствует стратегическим планам, которые предусматривают пополнение флота компании высокотехнологичными судами и увеличение доли индустриальных проектов в бизнес-портфеле компании. Новые суда станут образцами применения российского судостроительного контента и высоких технологий и будут способствовать повышению экологической безопасности в акватории дальневосточных морей. За последние годы Совкомфлот накопил солидный опыт эксплуатации ледокольных судов снабжения добывающих платформ. В составе флота компании четыре таких судна, одно из которых успешно работает в проекте «Сахалин-2».