Время «Ч»

Акция профсоюзов в защиту трудовых прав моряков впервые пройдет во всех крупных портах Юга России.

С 13 по 15 мая ее проводят Международная федерация транспортных рабочих (МФТ - ITF) и профсоюзы моряков и докеров стран Черноморского региона. Направлена кампания в первую очередь против субстандартного судоходства (как правило, оно ведется под удобными флагами), где условия труда и жизни моряков близки к средневековым, где  месяцами не выплачивается заработная плата, а ее уровень значительно ниже международных норм. Таких старых судов класса «река-море» в регионе работает огромное количество. Отправившись в путь из речного порта где-нибудь на Дону, они, как правило, продолжают его в Черном море.

Кампания одновременно стартует в крупных портовых городах всех причерноморских государств: Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии. В России она пройдет в морских и речных портах Черного и Азовского морей – Новороссийске, Ейске, Тамани, Темрюке, Порт Кавказе, Ростове-на-Дону, Таганроге и Азове. В компании примут участие активисты региональных организаций Российского профсоюза моряков (РПСМ) и Российского профсоюза докеров (РПД), представители ITF и волонтеры. Курировать акцию будет координатор ITF в России Сергей Фишов. 

В течение трех дней группы инспекторов посетят суда, работающие под удобными флагами, и проверят соблюдение на борту международных трудовых норм. В случае обнаружения нарушений судовладельцам будут направлены требования об их немедленном устранении и заключении коллективного договора международного стандарта. Кроме того, инспекторы подробно проинструктируют экипажи о требованиях Сводной конвенции Международной организации труда 2006 года «О труде в морском судоходстве» – ее вступление в силу состоится уже в августе. Ее еще называют «Биллем о правах моряков». Профсоюзные активисты расскажут морякам о тех переменах к лучшему, которые в этой связи должны произойти в отрасли.

По данным ITF, сегодня на Черном море работает две с половиной тысячи судов. Полуторам тысячам из них больше 20 лет, восьмистам – больше 30. Средний заработок моряков на этом флоте значительно уступает оплате труда их коллег (как правило, он не дотягивает и до 10 тысяч рублей), большинство даже не имеет трудовых контрактов, не говоря уже о дополнительной защите в виде коллективного договора стандарта ITF.

Отметим, что акция по борьбе против удобных флагов – это самая известная кампания ITF, стартовавшая еще в 1948 году. Владельцы регистрируют свои суда под флагами Камбоджи, Белиза, Бирмы и других государств для того, чтобы максимально облегчить налоговое бремя. При этом они получают возможность платить экипажам смехотворно низкую заработную плату, не производить за моряков никаких отчислений в соцфонды и не обеспечивать их безопасность на рабочих местах. Именно поэтому вот уже более полувека цели кампании ITF остаются неизменными – обеспечить моряков достойными условиями труда и быта, признанными международным сообществом морских профсоюзов. Такие действия регулярно проводятся в российских портах на Балтике и Дальнем Востоке, в них всегда принимают участие представители соответствующих региональных организаций РПСМ.

Акция на Черном море под названием Black Sea of shame (Черному морю позор) – это лишь часть глобальной кампании ITF по приведению судоходства в регионе в соответствие с мировыми стандартами.

- Когда судовладелец обращается со своим экипажем как с расходным материалом - это позор, – говорит и.о. генерального секретаря ITF Стив Коттон. – Наша кампания Black Sea of shame - это начало долгого пути к цивилизованному судоходству в регионе, и мы заявляем правительствам: дальше так продолжаться не может!