Всегда в форме

Избыточный вес – общая проблема современной цивилизации. Коснулась она и моряков.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 57% мужского населения Норвегии имеет избыточный вес. В Дании этот показатель составляет 55%, причем среди моряков лишний вес отмечен уже у 71%. По данным ВОЗ, в России страдают проблемами ожирения около 46% мужчин, но статистики среди моряков по стране нет.

Известно, что люди с лишним весом склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям. Именно поэтому в последние несколько лет иностранные работодатели просят моряков, ищущих работу, указать в резюме свой рост и вес. Индекс массы тела влияет на решение, брать ли его на работу.

В современных тестах широко применяется BMI-метод, определяющий индекс массы тела. Поводом для беспокойства должен стать показатель, превышающий 25 – он классифицируется как наличие избыточного веса, а свыше 30 – уже ожирение. Конечно, это нагрузка на организм. Человеку становится тяжело просто перемещаться, ходить по трапам вверх-вниз: это все равно, что человеку с нормальным весом всегда носить мешок за спиной; плюс качка, да и трудиться надо.

Главные причины нарушения здоровья моряков лежат на поверхности – это нерациональное питание, гиподинамия, нервно-психическое перенапряжение, частая смена часовых поясов и климатических условий в течение рейса.

- Бессонные вахты, тяжелый труд в сложных условиях – все это для организма стресс, который проще всего снять, съев что-нибудь вкусное. Это естественная защитная физиологическая реакция человека. Растущее потребление жиросодержащих и углеводных продуктов приводит к увеличению массы тела. Моряк должен понимать, как работает этот механизм, – поясняет Анатолий Синьков, председатель комиссии медицинского освидетельствования плавсостава Санкт-Петербургского клинического комплекса ФГУ Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Питание должно быть сбалансированным и соответствовать нагрузке. Ведь у капитана она одна, а у судового механика уже другая. Зачастую работа моряка связана с шумом, вибрацией и постоянными изменениями температурного режима. Даже в разных частях судна температурный режим может быть разный: на мостике один, в машинном отделении другой. По мнению специалиста, в идеале надо было бы проводить исследования потребностей разных судовых специалистов с учетом их физической активности.

– Когда судно пересекает экваториальные широты, температура за один рейс может изменяться чуть ли не в два раза. Это одновременно и стрессовый, и простудный фактор – и это также требует определенных вмешательств в режим питания, – говорит Синьков. - Не говоря уже о том, что на экваторе нужно одно питание, а в Баренцевом море или в Северной Атлантике уже другое. В идеале все это должно иметь научное обоснование, однако, соответствующие исследования сейчас не проводятся, нет и медицинских научных работ с рекомендациями.

Использовать старые советские наработки тоже не получится. Ведь существенным образом изменились и сами продукты питания. Появились новые технологии консервирования, возникла проблема генно-модифицированных продуктов и пищевых добавок, которые не всегда безобидны для внутренних органов человека. Например, для печени.  

 - Наряду со сбалансированным питанием необходима также физическая нагрузка. Никто не спорит, что работа моряка носит физический характер, но заниматься спортом все равно необходимо, – комментирует Синьков. - Тренировки снимают стрессовые реакции. На судах нужны спортивные каюты, оснащенные инвентарем и тренажерами. Еще лучше, если занятия носят увлекательный характер. Это может быть первенство в личном зачете или командные игры (волейбол, баскетбол, настольный теннис).

Российские моряки проходят медицинское освидетельствование, чтобы получить допуск для работы на судне, поэтому свои заболевания и проблемы со здоровьем они чаще всего пытаются скрыть от медперсонала.

- Мы опираемся на объективные данные: результаты анализов и других исследований. В случае выявления каких-либо заболеваний проводим с моряком дополнительную работу, – говорит Синьков. - Отрадно заметить, что большинство очень скрупулезно относится к своему здоровью и прислушивается к врачам.

По статистике медицинского центра, больше всего наши моряки страдают от артериальной гипертонии, при которой кровяное давление становится выше нормы, что часто вызывает поражение сосудов головного мозга и сердца. Человек, которому поставлен диагноз «гипертоническая болезнь», вынужден всю жизнь контролировать артериальное давление и принимать лекарства. При этом прием надо периодически корректировать, а если препарат теряет эффективность в силу привыкания, его надо менять. Запущенные сердечно-сосудистые заболевания могут стать причиной ограниченного доступа к выполнению профессиональных обязанностей у моряков. Зачастую это последствия ожирения.

Затронула моряков и миопия или по-другому близорукость – еще одна болезнь цивилизации, к которой приводят работа за компьютером, увлечение гаджетами и чтение огромных объемов информации во время обучения.  Зато моряки стали меньше курить, и  в целом более серьезно относятся к своему здоровью. Общий настрой - на здоровый образ жизни, и это радует.