Всем Карибам на свете стармех Пляка предпочитает «Калугу»

Старший механик танкера «Калуга» ОАО «Новошип» Владимир Пляка за свою жизнь на флоте «бонусом моряка» воспользовался по полной. Он побывал и в Национальном музее авиации и космонавтики при Смитсоновском институте в Вашингтоне, и в Мемориальном парке мира в Хиросиме, расположенном в эпицентре взрыва атомной бомбы, и во множестве других мест, за посещение которых любой офисный работник заплатил бы туроператору бешеные деньги. Но вот парадокс: при этом «машина» его «Калуги» занимает механика гораздо больше, чем все заморские страны.

- Если вдуматься – ирония судьбы, иначе не скажешь. Ведь я как на флот попал? В армии мне на глаза попалась заметка в «Комсомолке»: Новороссийское морское пароходство ведет набор персонала для работы на судах загранплавания, - вспоминает Владимир Александрович. -  Я читаю, а сам так и вижу всякие экзотические страны. Дай, думаю, попытаю счастья сразу после дембеля. Если разочаруюсь, всегда успею вернуться в родной Сальск.

Но возвращаться на малую родину не пришлось. Мореходная школа, куда он поступил учиться на матроса-моториста, была лучшим образовательным учреждением, дающим молодому человеку отличную специальность.

- Готовили нас так, что мы при необходимости и механика могли заменить, - рассказывает Владимир Александрович. – Так, собственно, и произошло со мной. На нефтерудовоз «Маршал Говоров» я пришел мотористом, а через 12 лет уже успешно работал механиком. Правда, для этого пришлось еще заочно окончить Новороссийское высшее инженерное морское училище.

А что же экзотические страны? Молодому специалисту они успели надоесть за пару лет. Зато «машина» по-настоящему его увлекла. Он и раньше был с техникой «на ты». Теперь же знал «в лицо» каждый винтик на судне. За десять лет Владимир прошел путь от четвертого механика до стармеха. А судну, на котором молодой «дед» принял должность, стукнуло все двадцать. Это был «Академик Пустовойт».

- Ох, и намучился я тогда с ним. Порой даже хотелось собрать чемодан и уехать домой, - вспоминает Владимир Александрович. – Именно тогда я на своей, что называется, шкуре понял, что ответственность – это главное качество судового инженера. Это оно заставляет нас работать, не считаясь со своим временем.

С тех пор это качество Владимир Пляка очень ценит в людях.

- Сейчас порой для флотской молодежи перебрать сепаратор или насос – уже фантастика. Приходится «шлифовать» молодого специалиста уже на рабочем месте. А для меня до сих пор не грех иной раз и самому взяться за гаечный ключ, чтобы показать какой болт куда крутить, - рассказывает Владимир Александрович. - Но даже не это главное. Настоящий механик должен диагностировать неполадки на уровне  подкорки. Здесь нет никакой мистики, это даже не чутье, а просто глубокое понимание законов физики: по одному-двум симптомам просчитать причинно-следственную связь, и понять, какой механизм нужно остановить, а какой - перебрать или заменить.

Сейчас у него на «Калуге» работает команда, которой он доволен. Можно сказать, команда мечты:

- Моя правая рука - второй механик Александр Мажаев. Грамотный специалист , просто кладезь технических знаний, которые при этом не только постоянно пополняются, но и умело используются. Третьим у меня - Константин Деревянко. Поначалу он даже пугал меня своим рвением. А потом пригляделся – так это же я сам четверть века назад! Наш четвертый механик, Александр Степаненко, никогда не бросит работу, если дело не завершено. Даже если его вахта уже кончилась. Ну а как без надежного электромеханика? С каждым годом электрической начинки на судах становится все больше и больше. У нас ею заведует  Виктор Миронов. Огромную помощь оказывает берег. Юрий Владимиров, наш суперинтендант  из департамента технической эксплуатации флота, по большому счету, тоже член нашей команды. Бывало, мне посреди ночи приходилось будить его телефонным звонком с другого конца света. И он тут же выдавал грамотную консультацию.

За 35 лет в морях Пляка был отмечен рядом профессиональных наград: премией имени Анатолия Даценко и дважды корпоративным знаком «За безаварийную работу» (пять и десять лет). Неоднократные проверки ведущих нефтяных компаний и классификационных обществ также отмечали, что вверенное ему «сердце» судна находится в хорошем состоянии. Да что там, суровый американский «Coastguard» - и тот капитулировал!

- В октябре прошлого года пришло время проверки американской береговой охраны, - рассказывает старший механик. - Присланный ею инженер оказался  не только знающим, но и дотошным. Он собственноручно прощупал все механизмы, а потом взялся за документы: сертификат чуть не на каждую гайку ему подавай. Но мы держали марку до конца, никаких замечаний по итогам инспекции.

В молодости даже хобби Владимира Пляки – и то были связаны с механизмами: то судомоделирование, то реставрация ретромодели «мерседеса». А в последнее время Владимир Александрович, когда позволяет время, любит закинуть удочку где-нибудь на Карибах. Десятикилограммовая королевская макрель – чем тебе не экзотика? Пусть даже в ней и механизма-то нет. Один сплошной организм.

Старший механик танкера «Калуга» ОАО «Новошип» Владимир Пляка