Выбрал море – и не прогадал

Сергей Швец, старший механик NS Concord СКФ Новошип, с детства мечтал о море. И надо же, не прогадал! С тех пор вот уже 30 лет в иной профессии он себя просто не видит.

Дело было в другой стране под названием СССР, в которой мирно жили и работали люди разных национальностей. Сергей, уроженец Украины, вместе с друзьями детства мечтал о работе на судах загранплавания.  Однако после армии поступать в мореходную школу в Новороссийск отправился он один. И уже через год в должности машиниста-моториста получил полную возможность попробовать книжную и киношную романтику на вкус - на судах Новороссийского морского пароходства.

- С азов начинал сознательно, хотел попробовать себя – осилю ли, - вспоминает Сергей Владимирович. - Года работы на флоте мне хватило, чтобы понять: у нас с морем впереди большое будущее. Да и с техникой я всегда был на «ты».

Новороссийское высшее инженерное морское училище он уже заканчивал без отрыва от машинного отделения. Конечно, было тяжело. Ночные вахты в кино и романах – сплошное приключение, а в жизни ты остаешься со всей машиной один на один. Бывало, что по пустякам поднимал посреди ночи начальство. Благо, понимающие старшие механики на российском флоте не перевелись. Их-то он и называет сейчас своими учителями.

- У всех что-то перенял: у кого-то принцип организации работы, у кого-то манеру общения с подчиненным, - вспоминает Сергей Владимирович. – Но встречались и совершенно уникальные инженеры, такие как Виктор Николаевич Карев, например. Он просто с ходу умел диагностировать любую поломку: два-три наводящих вопроса - и он уже называет точную причину неисправности. Щелкал эти головоломки для механиков только так. Одно удовольствие было наблюдать за его работой и учиться у него.

 

Прежде чем получить машинное отделение в собственное заведование, Сергей Владимирович девять лет отработал «конвенционным»  вторым механиком на судах «Тихорецк», «Казань», «Москва-река». Опытный второй при молодом стармехе: все в соответствии с  требованиями международных норм в судоходстве.

- С каждой шагом по карьерной лестнице чувствуешь, как растут и ответственность, и напряжение, - рассказывает Сергей Владимирович. – Не хочется из-за какого-то мелкого просчета, как говорят японцы, «потерять лицо». Но знаете, на каждом судне есть человек, которому еще  тяжелее. У него «веттинги» по четыре раза на день. И инспектируют его сразу 22 человека. Это повар.

В 2010 году Сергей Швец отправился на NS Concord  в качестве главного судового  инженера. Хотя по собственному его признанию самой инженерии в его деле почти не осталось. Сейчас старший механик - это скорее судовой управленец. Техника теперь значительно надежней, чем в годы его дебюта, а вот бумажной работы прибавилось. К тому же правила документооборота еще и постоянно обновляются.  Прибавьте к этому огромное количество инспекций: государство флага, регистр, классификационные общества...

- Но мы держим марку, - рассказывает Сергей Владимирович. - За последние шесть лет ни одного  серьезного замечания. Все проверяющие отмечают хорошее состояние  механизмов и их  отличную работу. И это не только моя заслуга, а всей машинной команды. Особо хотелось бы отметить   моего второго механика Виталия Навального. Он просто образец надежности и уже давно готов к работе стармеха. Недавно ушел на пенсию моторист Иван Треба, которого я всегда считал золотым человеком и настоящим мастером, до сих пор сожалею об этом. Или, к примеру, наш электромеханик Илья Пудов. В одном  мексиканском порту попался нам въедливый инспектор государства флага: у вас, говорит, в токарке потолок шесть метров высотой - как вы можете на такой верхотуре регулярно проверять работу датчиков пожарной сигнализации? Не верю. А наш Илья достает специальную дымовую шашку с телескопическим удлинителем и наглядно демонстрирует этому «Станиславскому», что ничего невозможного тут нет.

 Сергей Владимировича признает: мир вокруг меняется. Сегодняшнее судоходство мало походит на то, в котором он начинал. Другая техника, другой ритм жизни, другие опасности

- Когда я только начинал, - рассказывает стармех Швец, - опасным регионом считался Малакский пролив. Самое страшное преступление, на которое были способны местные пираты, – это кража такелажа. Сейчас к юго-восточной Азии добавились оба побережья Африки, а угон судна и требование выкупа за экипаж стали обычным делом.  И все-таки до сих пор остались в море вещи, ради которых я когда-то и выбрал флот. Прошлой зимой  наш Concord зашел в Батуми. Мало того, что город в субтропиках встретил нас волшебным легким  снегопадом. Во время двухдневной стоянки мне удалось повстречаться с моим армейским приятелем, с которым не виделись более тридцати лет. И эту встречу мне подарило море.