Выбрал флот и не жалею

Николай Демченко - капитан со стажем. Последние десять лет он работает на танкере «Эльбрус» СКФ Новошип. В разделе «Сведения о награждениях» его трудовой книжки свободного места почти не осталось. Среди наград и несколько степеней нагрудных знаков отличия «За безаварийную работу на морском транспорте». О работе в море Николай Васильевич точно знает одно: любая другая ему по вкусу не придется.

Свой первый рейс, как первый звонок в школе, Николай Демченко запомнил на всю жизнь. В 1981 пошел от Новороссийского морского пароходство четвертым помощником капитана  на танкер «Бородино». Как и сейчас  четвертый помощник был «бумажным»: вся судовая документация, на отход и приход судна проходила через его руки.

- С вахты приходил и полночи еще возился с документами, - вспоминает Николай Васильевич. - Тогда ведь компьютеров не было. Это сейчас документ сделал и на печать отправил в каком угодно количестве копий. А раньше у тебя была печатная машинка и копирка - вот и весь софт. Сейчас-то я  себя за  клавиатурой чувствую уверенно, а тогда печатал одним пальцем. Зарядишь в машинку максимальное количество листов, которое в нее помещается, и вперед. Но стоило  сделать хоть одну ошибку – и вся работа насмарку.  А представьте, иногда только одних копий судовой роли нужно было штук десять-пятнадцать напечатать.

Но всё-таки самым главным в этом рейсе оказались первые уроки морской жизни. И тут Николаю Демченко помогли старпом Владимир Ильич Голованов и капитан Виктор Иванович Кисляков, которых он с уверенностью может назвать своими первыми учителями.

- Иногда они просто давали добрый совет, - вспоминает он. - Иногда подбадривали, а где-то и просто со снисхождением относились к незначительному проколу молодого специалиста, не раздувая из мухи слона. У многих моряков первый рейс на всю жизнь отбивает охоту к морю. А мне повезло: благодаря человеческому отношению с их стороны, я наоборот проникся уважением к морю. И конечно же, несмотря на мой первый опыт в рейсе, прекрасно понял, что работа судоводителя не сводится к бумажной работе.

В девяностые на танкере «Механик Юрьев» Николай Демченко стал старпомом. Там он познакомился  с двумя людьми, без которых ему теперь трудно представить, как можно идти в рейс.

- Старпом – это ведь грузовой помощник. А в этом деле без надежного донкермана никак, - рассказывает Николай Демченко. - Да и на боцмане вся палубная команда завязана. И тут мне повезло с обоими. Донкерман Степан Трускавецкий и боцман Лев Барана – чтобы я без них делал? Смекалка одного может сравниться только с изобретательностью другого. Сколько раз выручали в трудную минуту. То, что я всего за три контракта прошел путь от старпома до капитана, в первую очередь их, а не моя заслуга. Поэтому, когда я пришёл в должность капитана на танкер «Владимир Коккинаки» в 1999 году, то сначала перетащил к себе в экипаж одного, а после приёмки танкера «Эльбрус» в 2004 – другого. И они долго были моими ценнейшими активами в команде.

Капитан Демченко к танкеру «Эльбрус» относится почти как к живому существу. Он считает, что если с пароходом обращаешься хорошо, то и отдача от него будет соответствующая.

- Мы с моим сменщиком капитаном Николаем Головченко всегда очень много времени уделяли состоянию  судна, - рассказывает капитан. - Старались, чтобы оно у нас было чистенькое и ухоженное. Экипаж приучили: заметил непорядок - тут же сообщи. И судно видит нашу заботу и отвечает тем же. Помню,  как три года назад мы шли из Америки в Европу. На подходе к Оркнейским островам разыгрался сильнейший шторм. 36 часов нас бросало по волнам. Высота некоторых –12 метров. Я практически не уходил с мостика. Все время маневрировали, меняя курс и скорость. Экипаж ловил по каютам, что не успел прикрепить. Кок летал по камбузу вместе с кастрюлями и борщом. И могу точно сказать – каким бы опытным не были штурманы судна, в такие моменты между экипажем и стихией стоит только судно, только оно и выручает команду.

Не секрет, что в жизни моряков хватает опасностей и без разгула природной стихии. В последние годы «Эльбрус»  часто приходит в Нигерию. Регион, как известно, неспокойный, славится пиратскими нападениями. Колючая проволока вдоль борта - самое главное доказательство этому.

- Должен сказать, что только благодаря охране на борту и чувствуешь себя уверенно, - рассказывает Николай Васильевич. - Причем совсем не обязательно, что бы они были вооружены огнестрельным оружием. Поверьте, десять-пятнадцать негров в форме и с дубинками – весомый аргумент, что бы подозрительные лодки обходили «Эльбрус» стороной, когда мы стоим на рейде Лагоса.

И вроде бы моряки уже привыкли к пиратам, как в прошлом году другая напасть свалилась на западную Африку – лихорадка Эбола.

- Компания не хотела даже пускать нас в Лагос, - вспоминает капитан. - Но фрахтователь настоял на выполнении своих обязательств, аргументируя тем, что очаг заболевания находится в стороне - в Гвинее, Сьерра-Леоне, Либерии и Сенегале. Раз так, мы приняли меры безопасности. У всех визитеров руки и ноги обрабатывали дезинфицирующим раствором прямо у трапа. Выдавали им перчатки, маски и помещали в отдельную каюту. Даже кормили гостей из одноразовой посуды. Прилагали максимум усилий, что бы свести к минимуму контакты с берегом. И слава Богу, все обошлось.

Несмотря на все трудности морской жизни, Николай Васильевич точно знает, что не хотел бы заниматься ничем другим.

- Моя жена Людмила нет-нет да заведет разговор, что бы я бросил работу в море, - говорит капитан. -  Но у меня во второй половине восьмидесятых уже был такой опыт: честно скажу, что работа на берегу - не мой конек. Восьмичасовой рабочий день и один месяц отпуска в году дались мне тяжело. Я перепробовал несколько береговых специальностей и, в конце концов, всё-таки вернулся на флот, о чем до сих пор не жалею.

Николай Демченко  капитан на танкере «Эльбрус» СКФ Новошип
Капитан Николай Демченко (слева) с лоцманом в Кейптауне