В море будет меньше бумажной волокиты

Не будет большим преувеличением сказать, что учебно-тренажерный центр «Новошип Тренинг» передовое учебное заведение в судоходной отрасли. Посудите сами: они начали обучать моряков работе с электронными картами, когда те еще были в диковинку. Первыми заинтересовались отработкой аварийных ситуаций на тренажерах машинного отделения. Здесь уже давно проводятся комплексные тренинги, когда в связке работают, скажем,  тренажеры судовой энергетической установки и навигационного мостика. Да одно только новаторство по введению тренинга по веттинг-инспекциям, в рамках танкерных подготовок,  улучшило статистику СКФ Новошип по прохождению инспекций нефтяных компаний. Так что передового опыта «Новошип Тренинг» не занимать.

Не успели спустить на воду танкер типа VLCC «Свет», как департамент безопасности мореплавания и качества СКФ Новошип обратился в учебно-тренажерный центр «Новошип Тренинг» с просьбой в ближайшее время организовать курсы  по управлению VLCC для судоводителей компании.

                - А у нас прямо сейчас на комплексе тренажеров «Виртуальное судно» танкер VLCC с аналогичными параметрами как раз входит в акваторию порта Роттердама, - ответил представителям департамента безопасности мореплавания и качества Сергей Викторович Макаров, директор УТЦ «Новошип Тренинг». – Так что к тренировкам уже можно приступать.

                И в этом основной принцип работы «Новошип Тренинга» - наперед отслеживать замыслы компании и работать на опережение. Пароходство еще только заказывает судно на верфи, а моряки на симуляторах УТЦ уже во всю тренируются на… еще недостроенном судне. Все это относится и к планам «Совкомфлота» по освоению арктических маршрутов, и по строительству газовозов. В учебной программе центра есть курсы подготовки к плаванию во льдах, а если нужно поупражняться в мастерстве навигации на LNG-танкере – и это пожалуйста.

                - В нашей электронной коллекции более тридцати типов судов, - рассказывает Сергей Викторович. - Почти все, что использует современный торговый флот. Как только появляется что-то новенькое, мы тут же связываемся с компанией «Транзас», крупнейшим производителем  морских тренажерных систем,  даем ее специалистам все необходимые ships particulars и в ответ получаем необходимое программное обеспечение. А уже наши инструкторы на тренажерах задают нужный район плавания.

Своего рода онлайн-связь СКФ Новошипа и образовательного центра позволила накопить уникальный учебный материал. Если произошла аварийная ситуация, ее описание приходит в УТЦ практически день в день. Имеющаяся тренажерная база, методики, инструменты оценки рисков и разбора ситуаций  позволяют центру смоделировать ее и найти пути выхода. Отдельное внимание уделяется тренажеру машинного отделения. Ведь статистика происшествий и аварий говорит о том, что основные риски исходят именно от «железа», а значительная часть компаний обращает внимание только на тренинг судоводителей.

- Если есть описание аварии, она тут же попадает  на тренажер машинного отделения и группа практикующих механиков  анализирует ее и пытается найти пути решения проблемы, - рассказывает Сергей Викторович. - С учетом этого наша уникальная программа обучения поиску и устранению неисправностей в машинном отделении, созданная с участием специалистов «Новошипа», позволила механикам проходить аварийные ситуации на тренажере и закреплять навыки, предотвращающие реальные происшествия.

У «Новошип Тренинг»  более тридцати клиентов, представляющих судоходную отрасль. И более ста учебных программ. Конечно, львиная доля их делается по заказу СКФ Новошип. Например, в центре ввели Type specific training – обучение на оборудовании электронно-картографической навигационно-информационной системы ( ЭКНИС)  определенного типа. Уже одно это позволило получать пароходству дополнительные «плюсы» при прохождении веттинг-инспекций.

- Мы уже семь лет занимаемся ЭКНИС, - продолжает директор УТЦ. - В учебном центре установлены комплексы реального судового оборудования компаний «Транзас», «Furuno», «Maris», «Sperry» с действующей  коллекцией электронных карт и тренажер ЭКНИС последнего поколения. Хотя до обязательного введения электронных карт остается еще достаточно много времени,  «Новошип» стремится стать одной из первых судоходных компаний, которая полностью перейдет на «безбумажную» навигацию.

За год через аудитории «Новошип Тренинга» проходит более пяти тысяч слушателей. В своей деятельности УТЦ не только старается отслеживать и внедрять передовые технологии обучения, отвечать запросам отрасли, но и соответствовать всем мировым стандартам обучения. Например, в этом году было подтверждено соответствие «Новошип Тренинга» Конвенции ПДНВ-78 с поправками, одному из важнейших документов, регламентирующих современное морское образование.

Особо нужно отметить опыт центра по использованию в процессах тренинга  действующего командного состава и менеджеров СКФ Новошип. В настоящий момент сформирован целый ряд инструкторов из опытных действующих специалистов флота, которые могут доводить до слушателей все последние новинки и требования, актуальные на настоящий момент. Многие капитаны и старшие механики с удовольствием чередуют работу в море и преподавательскую деятельность.

С целью расширения спектра предоставляемых услуг, инструкторы учебно-тренажерного центра прошли обучение и стажировку в учебных центрах Санкт-Петербурга, Норвегии и Германии. Представители УТЦ регулярно принимают участие в профильных семинарах и конференциях.

                А с этого года моряков ждет приятный сюрприз: некоторые учебные программы скорректированы с учетом стажа работы моряков на действующем флоте. Что это значит? Те, кто раньше уже проходил курсы, связанные с танкерной и медицинской подготовками, будут тратить на переобучение гораздо меньше учебных часов.

- Мы сами моряки, так что прекрасно понимаем, как драгоценно время, проведенное в отпуске на берегу, - поясняет Сергей Викторович. - Поэтому некоторые тренинги частично переводим на самоподготовку. Все это сделано с учетом международных требований к обучению моряков. Это позволило сократить время обучения, а значит увеличить время отдыха моряков.