В море интуиция - не пустой звук

В новороссийских семьях, где море - это общая традиция, отец с сыном могут годами не встретиться дома. Вот и в семье Борщенко Евгений, сейчас старший помощник капитана «НС Браво» ПАО «Новошип», не мог увидеться со своим отцом, старшим механиком пароходства, два года. Ну, не совпадали их графики! Причем, это были первые годы работы сына на  флоте.

- Зато профессия с порога подарила мне массу впечатлений, - вспоминает Евгений. - Мой первый рейс мы работали в Карибском бассейне на коротком плече. Аруба, Венесуэла, Ямайка - самые экзотические места планеты сменяли друг друга. Там на каждом пляже песок разного цвета: с золотым, коричневым, оранжевым и даже розовым оттенками. До сих пор удивляюсь, как мне тогда удавалось находить время, чтобы выйти на берег и увидеть все это. Но ведь находил!

Танкер «Тихвин», на котором Евгений пошел в свой первый рейс в должности третьего помощника, порой неделями ходил по кругу: Виргинские и Антильские острова, Пуэрто-Рико. Казалось, только ошвартовались - и опять на бак. Бывали переходы всего по шесть часов, самые длинные  – по двенадцать. Грузили до шести сортов нефтепродуктов, работы в ПУГО хватало всем.

Потом были «Краснодар» и «Московский кремль». И новый опыт в профессии, по нынешним временам полезный, хоть и не сказать, что приятный. Тогда он впервые попал в пиратский регион.

- Мы шли через Аденский залив, - вспоминает он. -  В памяти еще свежи были тревожные события на нашем «Московском университете»: пиратский захват, операция по освобождению, автоматные очереди. Мы шли в конвое. Открывал его французский вертолетоносец, а замыкали наши военные моряки. И вдруг мы слышим, что танкер с украинско-филиппинским экипажем, который шел прямо перед нами, атакован пиратами! К счастью, экипаж успел укрыться в цитадели и захватить управление судном пираты не смогли. А тут и военные оперативно рванули на помощь и повязали бандитов.

В этом же рейсе Евгений Борщенко впервые попал в юго-восточную Азию:

- Помню, выхожу впервые на мостик после прохождения Сингапурского пролива, смотрю на радар и не могу понять: весь экран в желтых точках. Помехи? Проверил - нет, все нормально. Оказывается, рыбаки. Сотни, тысячи, да просто целый рой. Вот в этом рейсе я такой навык расхождений наработал, который ни на что не променял бы.

В 2010 году Евгений Борщенко пришел вторым помощником на танкер «НС Бургас». Это был его первый рейс в новой должности.

- Судно новое, на тот момент ему только год исполнился, – рассказывает он. - Экипаж отличный, высокопрофессиональный, было, у кого поучиться. Я считаю, мне просто крупно повезло, что я работал с этими людьми пять контрактов. Наш старпом Дмитрий Надворный часто подключал меня к своей работе над грузовыми планами. Во многом благодаря этому я хорошо изучил линейную грузовую систему. А капитан Игорь Валентинович Яровенко научил меня тому, что в море шестое чувство - не пустой звук. К своей интуиции надо прислушиваться, и если что-то тревожит и не отпускает, лучше сто раз перепроверить. Я потом не раз его за это благодарил в душе.

«Бургас» ходил из Петербурга на Европу, реже Африку или Канаду. Основной регион плавания - Балтийское и Северное моря с их островами и мелями. Не движение, а шахматная партия. И хотя трафик здесь, конечно, не такой безумный, как в Южно-Китайском море, но рыбаков, которым международные правила предупреждения столкновения судов не писаны, тут тоже хватает.

- Как-то ночью идем в прибалтийский порт, - рассказывает Евгений. - Рядом рыбак, пересекает меня по корме. Вдруг он резко  меняет курс и пытается пройти по носу на недопустимом расстоянии в пару кабельтовых. Я начал выполнять циркуляцию, но и он остановился. Что делать, ложусь на обратный курс и продолжаю движение. Здесь это вполне рядовая ситуация для рыбаков: подрезать, создать аварийную ситуацию и, как ни в чем ни бывало, ловить дальше.

Сейчас Евгений Борщенко старпом на «НС Браво».

- В мой первый контракт в должности стояли в Керчи в качестве  накопителя, - вспоминает он. - Грузовые операции идут  в режиме nonstop. Однажды мы своеобразный рекорд поставили – целую неделю безостановочно погрузка – выгрузка, и так по кругу. Хорошо, что в этом случае старпомов на борту сразу двое.   

На острые ощущения море для него по-прежнему не скупится. В одном из последних рейсов Евгений опять попал в пиратский район, на этот раз на западе Африки.

- Мы довольно долго грузились на шевроновском терминале Пеннингтон у берегов Нигерии, - рассказывает он. – И все это время - ощущение тревоги. «Секьюрити» на борту - пенсионного возраста вочмены из числа местных. Как ни посмотри - не обнадеживают. Надежда была только на вооруженный до зубов военный катер, который неусыпно кружил вокруг нас все время погрузки. Слава богу, применять боевые навыки не пришлось.

Старпому выйти в город, как это было у Евгения Александровича в самом начале карьеры, непросто. Зато, переходя от должности к должности, он вдруг заметил, что круг людей, с которыми можно посоветоваться, становится все меньше - наоборот, теперь все чаще к нему приходят с вопросами:

- Трудно судить, каким джуниором был я сам, но мне сейчас ребята попадаются как на подбор: толковые, обращаются по делу и вопросы задают отнюдь не глупые. Приятно видеть новое поколение моряков именно таким. Теперь их очередь открывать для себя плюсы и минусы нашего дела, и мир вокруг.

Евгений Борщенко старпом на «НС Браво».
фото с сайта shippingexplorer.net.png