В рубашке родились

Российский профсоюз моряков по-прежнему держит на контроле ситуацию с новороссийским экипажем танкера «Energy Centurion», который вернулся домой после пиратского захвата. На днях моряки встречались со своими коллегами из профсоюза, а также с представителем международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству».

Танкер «Energy Centurion», владельцем которого является греческая компания Golden Energy Marine Corp, был захвачен в Гвинейском заливе. Экипаж – 23 россиянина и греческий капитан. Моряки нанимались на работу в Golden Energy Marine Corp через новороссийский крюинг «Альфа-марин крю сервисес». Нападение на судно случилось неподалеку от Ломе, столицы африканской республики Того. Танкер в течение двух недель стоял на рейде, работая в качестве накопителя для груза дизельного топлива. Именно груз в первую очередь и интересовал пиратов, которые захватили судно. Слив за двое с половиной суток около трех тысяч тонн, до нитки обобрав экипаж и ранив двоих, они оставили танкер.  

Сегодня, пережив все это, моряки говорят «В рубашке родились».

И это действительно так. Атака была стремительной. 12 вооруженных автоматами людей высадились с четырех скоростных лодок в половине второго ночи, дали приказ по внутренней радиосвязи всем собраться на мостике и уложили моряков лицами в пол. Не надо думать, что это просто кучка босяков. Это была команда бывших профессиональных военных, за плечами у некоторых – академия, в том числе и российская. Они сносно владеют английским, у них строгая иерархия и своя команда спецов: капитан, донкерман, крановщик.

Каждую минуту в эти двое с половиной суток наши люди в душе умирали по сто раз. Танкер, груженный топливом, сразу после захвата стала обстреливать береговая охрана. Пытаясь запугать моряков, пираты сообщили,  что в ходе предыдущего захвата они неоднократно по кругу избивали филиппинский экипаж – для профилактики. Недостаточно горячий чай или рис, нет на камбузе острого перца – сейчас застрелю. И затвор передергивает. Судовой повар с ужасом потом обнаружил среди своих припасов случайно завалявшуюся перчинку чили. И повесил ее как напоминание: вот чего стоила в те дни его жизнь. Если бы пират, рывшийся в камбузе, тоже нашел ее, что помешало бы ему исполнить свою угрозу? Тем более что все они частенько бывали под кайфом. Вот так, поигрывая автоматом, один из захватчиков случайно выстрелил и ранил в ногу двадцатилетнего кадета. Сразу после освобождения, в Ломе, он перенес одну операцию, а через три месяца ему предстоит вторая.

- Сейчас, когда вы знаете все, что происходило и там, и здесь, на берегу, вы можете сказать, что еще можно было сделать? Как оцениваете действия РПСМ, судовладельца и крюинга? Выполняют ли они обязательства, закрепленные в коллективном договоре? - представителей профсоюза моряков – и российского, и международного, поскольку на встрече присутствовали и те, и другие, – интересовали  вполне конкретные вопросы.

На судне действует коллективный договор стандарта Международной федерации транспортников, а немалая часть экипажа – члены Российского профсоюза моряков. Поэтому и Николай Попов, председатель Южной территориальной организации РПСМ, и Александр Агеев, заместитель председателя РПСМ, и Ольга Ананьина, инспектор МФТ в Новороссийске, хотели знать, как на практике выполняются меры по защите интересов моряков. Например, компенсация стоимости утраченного имущества в договоре определена: до трех тысяч долларов. Как на деле? Оказалось, что выплачено все, и даже больше того, что предписывал колдоговор. Все, кто захотел после инцидента списаться на берег, а это большая часть экипажа, 17 человек из 22, сделали это. Кто хочет – может снова уйти в рейс сейчас, кто хочет – после отпуска. Моряк, здоровью которого был причинен ущерб, продолжает лечение. Его дальнейшую судьбу профсоюз оставляет у себя на контроле.

- Ваш опыт может помочь другим морякам, - с этих слов Александр Димитревич, региональный директор международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» в странах СНГ и Балтии, начал свое общение с экипажем «Energy Centurion».

Эта программа была основана в апреле этого года по инициативе Трастового фонда Международной федерации транспортников в ответ на все ухудшающуюся ситуацию. На сегодняшний день по всему миру захвачено120 моряков. Стресс, пережитый теми, кто побывал в пиратском плену, и их близкими, психологическая подготовка экипажей, взаимодействие с госорганами, судовладельцами, крюингами и другими в период кризисной ситуации – в основном эта программа курирует гуманитарные аспекты проблемы. Ее представители в разных регионах мира уже провели сотни подобных опросов моряков. На этой основе было создано руководство так называемой «Правильной практики» в период пиратского кризиса. Кроме того программа предполагает проведение тренингов и создание круглосуточной службы поддержки моряков, а также оказание эффективной помощи пострадавшим - плавсоставу и членам их семей. Моряки с «Energy Centurion» поделиться своим опытом не отказались.

- Все познается в сравнении. Ваша ситуация с юридической точки зрения почти идеальная, как бы после плена кощунственно это не звучало, - отметил Александр Димитревич. – У вас есть коллективный договор, есть РПСМ - сильный профсоюз, который защищает ваши права. Это большое дело.

Подтверждением этому прозвучали слова Николая Попова, который сообщил о решении оказать морякам «Energy Centurion» - членам РПСМ материальную помощь в размере 30 тысяч рублей каждому.

Продолжите ли вы свою работу на флоте? Этот вопрос морякам, пережившим плен, задавали по возвращении не раз.

- Конечно, продолжим, - ответили они и нам. – У нас есть профессия, есть рабочие места в крупной, солидной компании, есть поддержка – что еще надо?

 

На всякий случай

Привет, моряк!

Так приветствует своих гостей сайт Международной поддержки мореплавателей, созданный в рамках программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству».

Какой бы ни была проблемa, спросите SeafarerHelp. Здесь говорят на 27 языках, в том числе и на русском. И каждый день в любое время дня и ночи здесь готовы оказать моряку бесплатную помощь или дать совет:

«Спрашивайте все что хотите, мы здесь для вас, каждый день. Вы можете говорить с нами обо всем конфиденциально. Обо всем, что касается жизни на судне; жизни дома; тревоги относительно здоровья. А может быть, вы просто хотите поговорить с кем-то. Все, что имеет значение для вас, важно и нам.

Для того чтобы сделать общение легче, мы говорим на многих языках. Можно заказать бесплатный обратный звонок, отправить электронное письмо, СМС или поговорить в чате. Мы здесь тогда, когда мы вам необходимы, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Если мы не сможем помочь вам, мы найдем того, кто сможет это сделать».

Итак, еще один полезный адрес в записную книжку моряка - www.seafarerhelp.org