Генеральный секретарь ИМО Китак Лим: «Приходите в ИМО как к себе домой»

Такого события в морской истории нашей страны еще не было. Генсек ИMO (Международной морской организации) встретился с курсантами ГМУ им. адмирала Невельского на борту парусного учебного судна «Надежда». Речь шла об уникальных возможностях для карьерного и жизненного успеха молодежи, которые дает флот.

«Только английский», - об этом договорились в самом начале встречи. Языкового барьера, однако, при этом не возникло. На встрече присутствовали заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский и директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев, они также воспользовались возможностью задать вопросы генсеку ИМО.

К. Лим: В свое время я тоже был курсантом Корейского морского университета и хочу напомнить вам о преимуществах, которые есть у вас. Уже в молодом возрасте вы можете увидеть мир, культуру разных частей света, чистоту природы и ее разнообразие. Это великое зрелище. В море вы начинаете ценить важность своей семьи, и это навсегда останется с вами. А еще вы становитесь членом большой морской семьи, в которую входит и ИМО. Если окажетесь в Лондоне, Саутгемптоне или Феликстоу, приходите в ИМО как к себе домой.

С вашим опытом мореплавания и инженерным делом у вас будет много дорог в будущем. Но нет ничего важнее, чем безопасность. Курсант, старший механик или штурман, вы всегда обеспечиваете безопасность на судне - прямо как в названии компании SCF (Safety Comes First, что значит «Безопасность превыше всего»). А это очень грамотная компания. Обеспечивайте безопасность для себя, своих коллег, своей компании и своих семей, где очень ждут вас.

На мой взгляд, российская система морского образования – одна из лучших в мире. У вас много академических занятий и серьезная практика. Вам стоит гордиться вашим образованием и помогать другим морякам, которым так не посчастливилось, делитесь с ними своими знаниями и опытом.

В. Олерский: Когда мы, по вашему мнению, увидим международные рейсы беспилотных судов?

К. Лим: К их появлению еще предстоит подготовить системы радиолокации, технологии и коммуникации, страховую практику. Предстоит еще очень много работы, но со временем это все изменит, в том числе и рынок труда моряков. Появится большой спрос на морских экспертов на берегу. Опыт мореплавания и морское образование - это очень хороший актив для вашего продвижения. Ведь судоходство не изолированная сфера, а жизненно важная часть мировой логистики и цепочки поставок.

Расскажу о своем собственном опыте. Я был моряком и все портовые операции знаю не понаслышке. Потом много лет я работал в южнокорейском правительстве и морском министерстве. В 2012 году меня назначили президентом порта Пусан, одного из самых крупных морских портов мира, но морской опыт помог мне очень быстро освоиться и привнести новые маркетинговые стратегии.

В. Клюев: Не станут ли выше зарплаты моряков на фоне нехватки плавсостава?

К. Лим: Заработная плата для моряка очень важна. Однако уникальные знания и опыт, которые вы приобретете за время работы в море, гораздо важнее для вашего будущего. Ваш заработок – это рыба, которую вы получаете, а опыт и мастерство – это ваше умение выловить ее.

Владислав Москаленко, курсант третьего курса: Сегодня на мировом флоте работает около 1,3 миллиона моряков. Доля российских моряков среди них невелика. Мы хотим быть востребованными. Какие навыки для этого понадобятся нам, курсантам?

К. Лим: Я разговаривал с кадетами многих стран, отмечу, что вы уже сейчас весьма конкурентоспособны. Вам не стоит переживать за квалификацию, которую вы получаете. У вас хороший уровень образования, вы проходите практику на таком судне, у вас высокая поддержка правительства. Нарабатывайте опыт и мастерство, осваивайте технологии, не упускайте возможности для языковой практики - и у вас будут лучшие перспективы для трудоустройства, как в море, так и на берегу. Ориентируйтесь на реальные истории успеха - они общеизвестны. Например, вчера я встречался с президентом «Совкомфлота», как мне сказали, он выпускник этого университета. Он очень квалифицированный специалист, я был впечатлен разговором с ним.   

В. Олерский: Добавлю пару слов. Россия очень крупный экспортер рабочей силы для международного торгового флота. 50 000 российских моряков работают на борту судов под зарубежными флагами – и это при том, что населения у нас меньше, чем в тех же Филиппинах или Китае. Большая часть из этих 50 000 – старший комсостав, а это важнее, чем общее число моряков. Почему? Из-за более высокого уровня образования и, что очень важно, менталитета. Филиппинцы бесспорно, отличные моряки и могут работать по 1,5 года без отдыха, но, по словам судовладельцев, в экстренных ситуациях немногие из них действительно способны быстро принимать правильные решения. А это важное для офицера качество, которое напрямую зависит от менталитета. Российские моряки более творчески подходят к работе. В большинстве ситуаций это большой плюс. Поэтому считаю, что будущее для российских моряков весьма позитивно.

Курсант третьего курса: После университета многие из нас будут работать на маршрутах Северного морского пути. Как ИМО оценивает перспективы этой транспортной магистрали?

К. Лим: Арктическое судоходство будет развиваться, это точно, возможно, туда придут и контейнерные линии. Многое еще предстоит сделать в обеспечении безопасности мореплавания и экологической безопасности. У вас, русских, наибольший опыт работы в таких условиях, это важное преимущество. Это должно мотивировать вас для дальнейшего развития. Расширяйте свои знания об Арктике, и не только в вопросах навигации, но и в экономике и экологии арктического судоходства.

Вопрос от девушек-курсантов: Приветствует ли ИМО приход на флот женщин? Каковы перспективы для их работы на командных должностях?

К. Лим: Как только вы наберетесь опыта и технических навыков, у вас будет не меньше шансов, чем у мужчин, найти себя в морской сфере: например, в технической поддержке, брокерстве, морском праве, работе судовыми агентами. По всему миру компании, образующие морской кластер, готовы принимать женщин на работу. Сконцентрируйтесь на учебе, на получении знаний, и это станет отличной платформой для вашего будущего.

Меня зовут Хайт, я курсант из Вьетнама. Как, на ваш взгляд, должен выглядеть баланс знаний традиционной и цифровой навигации? Зачем сегодня изучать традиционные методы и технологии?

К. Лим: Сегодня мы используем GPS для того, чтобы определить, где мы, но чтобы знать основы и традиции мореплавания, вам необходимо понимать, как работает секстант и как сверяться с альманахом. Это все очень важно и фундаментально. Именно поэтому вы и проходите практику на парусном судне. Немногие страны могут похвастаться такими парусниками. В ИМО 172 страны-участницы, но такие учебные парусные суда есть только у немногих. Вам очень повезло.

В. Олерский: В России самый большой в мире флот учебных парусных судов: их 6.

И еще один вопрос. Я хочу вернуться во Вьетнам и развивать морскую отрасль. Что, на ваш взгляд, нужно в первую очередь – образование или инфраструктура?

К. Лим: Как вы будете развивать промышленность без человеческих ресурсов? В 1960-х годах родная для меня Южная Корея была беднейшая страна. А сейчас она один из главных судостроителей в мире и 5-я по количеству судов в своем управлении. Кто все это развил? Морские специалисты, моряки торгового флота. Это единственный ресурс, который знает, что такое морская промышленность. Они развили судоходные компании и контейнерные линии, внесли свой вклад в судостроение. Наблюдайте и запоминайте, работая в море, и это будет вашим активом. Работаете на заграничном судне – отметьте для себя, как компания управляет судном, какие сообщения поступают вам из головного офиса. Обращайте внимание, как порт работает с балкерами и контейнерами, какое у них оборудование. Эти знания вместе с навыками и опытом, полученными в море, позволят вам развить морскую отрасль. Так мы делали в свое время в Корее.

В. Олерский: Если бы я был курсантом, я бы задал вам единственный вопрос – как стать генеральным секретарем ИМО?

К. Лим: Ключ ко всему, как я уже говорил, это иметь свою мечту и свой взгляд на будущее, и двигаться постепенно, шаг за шагом. Стоит фокусироваться не на прибыли, не на доходах, а на том, какие знания и опыт вы приобретаете. Как вы знаете, в Корее долгое время все основывалось на конфуцианстве. Технические специалисты, в том числе и моряки, высокого статуса в обществе не имели. Когда я со своим техническим опытом пришел на государственную службу, не могу сказать, что меня как-то ценили. Но у меня были знания, которые я получил в своем морском университете, опыт работы в море и понимание того, чем занимается ИМО. В составе делегации Южной Кореи я стал принимать участие в ее совещаниях. Я работал с ИМО уже 30 лет, когда настали выборы 2015 года.