Граждане мира обживают мировой океан

 Выпить свой утренний кофе, любуясь безбрежным океаном вокруг, могут теперь не только моряки. Сегодня можно просто купить жилье, расположенное… в море. На судне или даже, например, в каком-нибудь современном городе на воде.

Совсем недавно жители и гости Новороссийска могли видеть воистину величественную картину: к причалу морского вокзала швартовался The World, один из самых больших круизных лайнеров в мире. Но не его впечатляющие размеры здесь главное - встречаются суда и покрупнее. Главное в том, что The World -  это первое жилое морское судно. Оно изначально строилось на верфях Швеции и Норвегии как частное жилье. В начале нулевых, когда эта идея пришла в голову норвежскому судовладельцу Кнуду Клостерму, это было новое слово в судостроении.

Идея заключалась в том, чтобы построить плавучую резиденцию для очень богатых людей, которые, как дольщики при строительстве обычного жилья, выкупают свои каюты еще на этапе закладки лайнера. Каюты на The World - это роскошные апартаменты со спальнями, кухнями, ванными и балконами общей площадью от 100 до 300 квадратных метров. Всего таких частных апартаментов в плавучей  резиденции 165. Минимальная цена - миллион евро. Их владельцы или арендаторы живут на борту, в то время как судно движется вокруг земного шара, останавливаясь в большинстве портов всего на несколько дней.

Само судно устроено как город в миниатюре. Здесь есть супермаркет, библиотеки, бассейны, теннисный корт, площадка для гольфа, СПА-салоны, рестораны и даже церковь. На Черном море лайнер побывал в семи портах: Одессе, Ялте и Севастополе, Несебре, Сочи, Новороссийске и Констанце. Кстати, это уже не первый визит The World на Черное море, он был здесь в июле 2008 года, заходил в Ялту.

С еще большим размахом подошли к делу предприниматели из Монако. Они строят целый город-государство. Архитектурный облик супер-яхты «Улицы Монако», которая сейчас находится на стадии строительства, будет частично повторять его силуэты. На судне будет множество казино (Монако же!) и даже отели.

                Идею города на воде восприняли на ура и в Катаре, который все больше превращается в туристическую Мекку Ближнего востока. Недалеко от столицы страны Дохи создадут насыпной искусственный остров, вокруг которого будут дрейфовать пять плавучих отелей. Так Катар готовится к чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2022 году. Каждый из пяти плавучих отелей – это и жилая зона, и рекреационная, и деловая. И, конечно, проживание там обойдется недешево.

Но не стоит думать, что города на воде - это какой-то новомодный тренд исключительно для богатых. Свои жилые комплексы и даже рынки на воде есть в Голландии. Так же решают свой квартирный вопрос и некоторые французы и англичане. Эти отнюдь не помпезные, но неизменно вызывающие любопытство объекты решают проблему граждан с дефицитом земли под застройку и экономят средства своих владельцев. Такое жилье не облагается земельным налогом, надо только периодически покидать свой причал хотя бы ненадолго. 

А в крупных портовых городах юго-восточной Азии плавучие города существуют испокон веку. Но там-то как раз живут беднейшие. Самый известный – город джонок вокруг полуострова Коулун в Гонконге. По сути это город в городе, власти сюда даже не суются.  Джонки, стоящие на якоре вдоль и поперек залива, образуют запутанные улочки, по которым ловко снуют весельные и моторные лодки — продовольственные, почтовые и даже катафалки. Эти городки даже имеют свои названия, самым крупным из них является Абердин. По «архитектуре» он ничем не выделяется среди своих собратьев, но в нем имеются два плавучих ресторана китайской кухни.

                А вот американские инженеры разработали проект плавучей тюрьмы, дрейфующей  посреди океана. Сюда они предлагают ссылать особо опасных преступников - сбежать из нее точно не получится. Подобные плавучие тюрьмы могут даже отлично окупаться, если построить на них электростанции, преобразующие энергию моря в электрическую. А заключенные – бесплатная рабочая сила.