Грузите золото бочками

Где водятся сокровища? Известно где: в тропиках, на Карибах, на затонувших испанских галеонах или пиратских бригантинах. Между тем, у берегов России за годы ее бескрайней истории затонуло также немало судов с ценнейшим  грузом на борту. История многих из них достойна приключенческих романов.


Флейт «Фрау Мария» вышла из Амстердама в октябре 1771 года. По документам, судно везло дипломатическую почту в Петербург, но на самом деле на борту были произведения искусства и ценности для коллекций императрицы и некоторых влиятельных вельмож. Они были куплены эмиссарами императрицы в Голландии. Екатерина планировала пополнить коллекцию Эрмитажа, да и во дворце в Царском Селе на стенах было как-то пустовато.   Груз включал коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 30 картин известных фламандских и нидерландских художников 17 века. Сопровождал его граф Андрей Шувалов. Картины стоили невероятно дорого, поэтому для перевозки их запаяли в свинцовые тубы, которые наглухо закрыли воском. Сегодня стоимость этого груза оценивается от  500 миллионов до полутора миллиардов евро.

Пройдя через Германию, Данию и Швецию,  недалеко от Финляндии (тогда это были территориальные воды Швеции) судно попало в шторм, налетело на скалу и стало уходить под воду. Экипаж сумел спастись. После кораблекрушения Екатерина Вторая в течение двух лет пыталась договориться со шведским королём, чтобы груз был поднят из территориальных вод Швеции и доставлен в Россию. Однако течения и шторма переместили судно в неизвестном направлении и останки «Фрау Марии» обнаружить так и не удалось.

Лишь в 1999 году группа финских дайверов случайно наткнулась на них недалеко от одного из Алданских островов на глубине около 40 метров. Им удалось  поднять судовую кассу корабля, в которой хранилось почти 700 монет, отчеканенных во второй половине XVIII века. Сейчас международная экспертная группа совместно с российским агентством Росохранкультура строят планы по подъему затонувшего судна. Одна из проблем заключается в том, что нынешнее место затопления - экологический заповедник. Еще одна проблема – высокая стоимость работ, около 80 миллионов евро. Конечно, если картины в целости – проект окупится сторицей. Однако,  полотна, хоть и запаянные в свинцовые контейнеры, пролежали на дне почти 300 лет. Всякое могло случиться за это время.

В 1868 году, 16 июля, на подходе к Петербургу (в современной географии это воды той же Финляндии) затонул барк «Оркни». По одной из версий на его борту было золото в слитках – часть суммы, заплаченной США за покупку Аляски. В 1975 году совместная финско-советская экспедиция искала его останки в Балтийском море. Барк был найден и обследован. Поднятые обломки подтвердили, что на судне был взрыв и пожар. Не исключают и диверсию. Однако ни одного золотого слитка на дне моря найдено не было. Так и осталось невыясненным, а был ли на судне груз с американским золотом? Может, взрыв и пожар – это диверсия, которая должна была скрыть воровство? Или какие-то более ушлые аквалангисты нашли его еще раньше? А может, как в случае с «Фрау Марией», контейнеры с золотом где-то затерялись и сейчас ждут на дне своего часа? Сто лет море таскало обломки судна по дну с места на место и укрывало их илом. Но что золоту от этого…  

Считается, что за последние пять тысяч лет на дне Чёрного моря затонули десятки тысяч судов. Сколько слитков, монет, драгоценностей и предметов искусства хранится на дне морском не знает никто. Возможно, что даже не на один миллиард долларов.  Дно Черного моря таит множество богатств.

В 1944 год советская авиация  потопила у берегов Крыма судно «Лэрис». На нем немецкое командование вывозило из Севастополя в Румынию музейные ценности: картины, церковную утварь, старинную керамику. По современным оценкам груз стоит несколько миллионов долларов. Судно до сих пор не найдено.

8 ноября 1854, в разгар Крымской войны, британский винтовой пароход Рrіnсе погиб во время страшного шторма недалеко от  Балаклавской бухты. Сразу пошли гулять слухи о том, будто на его борту было золото, предназначавшееся для выплаты жалованья войскам, осаждавшим Севастополь. В пересчете на современные деньги примерно 40-50 миллионов евро. Полвека спустя Британский парламент попытался опровергнуть эти сведения: мол, бочки с золотом сняли с борта еще в Константинополе. Но к тому времени золото парохода Рrіnсе уже жило своей жизнью. Искатели приключений со всей Европы пытались обнаружить его, но безуспешно. Качество водолазных работ в те годы было, конечно, низким. Более-менее точно локализовать место крушения парохода удалось только к концу нулевых. Так что если работы по подъему с глубины останков Рrіnсе состоятся, только тогда мы сможем узнать, была ли на борту войсковая казна. 

Флейт «Фрау Мария» вышла из Амстердама в октябре 1771 года
Лишь в 1999 году группа финских дайверов случайно наткнулась на них
британский винтовой пароход Рrіnсе
Английские суда в балаклаве