Даже корова порой служила маяком

Маяки испокон веку были окутаны ореолом таинственности: одинокая башня на скале, шум прибоя, соленые брызги и луч света, прорезающий ночную тьму. Романтика! Но насколько она актуальна сегодня?

Несмотря на стремительное развитие технологий, еще очень долгое время представить себе судоходство без маяков будет невозможно. Наши спутниковые системы GPS или GLONASS еще не настолько безупречны, чтобы отказаться от проверенных временем средств навигации. Однако роль маяков все-таки падает и того количества навигационных башен, которое было построено в прошлые столетия, в 21 веке уже не требуется.

А между тем, за каждым маяком порой таится целый роман. Многие из них с веками превратились в интересные архитектурные сооружения большой исторической ценности, так что во многих странах их охраняют как памятники.

Первые маяки стали строить на побережье стран Средиземного моря  еще во времена египетских пирамид. Поначалу это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам. Позднее греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их плоских крышах. Ночью было видно пламя, днем – столб дыма.

Один из античных маяков даже вошел в число семи чудес света. Это был  знаменитый Александрийский маяк на острове Фарос.  Кто-то из наследников Александра Македонского таким образом решил увековечить свое царствование и повелел выстроить перед входом в порт тогдашней столицы Египта навигационную башню  высотой  почти в 150 метров. Даже в наши дни самый высокий действующий маяк, установленный в японском порту Иокогама, поднялся всего-то на сто метров.  Можно представить, какой грандиозной казалась эта идея в те далекие времена!  Десятки тысяч рабов пять лет ворочали каменные глыбы в 75 тонн весом. Свет этого маяка был виден за пятьдесят километров. За его работу отвечало более трехсот человек. В основном они  были заняты тем, что доставляли на вершину маяка дрова, масла, смолы и другие горючие материалы. Маяк просуществовал полторы тысячи лет и был разрушен  землетрясением во времена Средневековья.

Но кроме настоящих маяков, в старину существовали еще и ложные. Их строили специально для того, чтобы заманивать суда на мель или на рифы, а затем грабить. Чаще всего это были не капитальные строения, а обычные костры, которые моряки в шторм и бурю принимали за спасительный свет с берега. Пальму первенства по фальшивым маякам держат жители архипелага Силли, расположенного недалеко от побережья английского Корнуолла.

Острова Силли располагаются на одной из самых оживленных судоходных трасс северной Европы. При этом с древнейших времен имеют они нехорошую славу кладбища кораблей.  Согласно печальной статистике, количество морских катастроф здесь всегда было в пять раз выше, чем в любом другом месте британского побережья.  Конечно, для этого имеется масса объективных причин: туманы, сильнейшие ветра, множество подводных скал. И все равно это не объясняло такой странной статистики катастроф.

Где-то к середине 19 века британское адмиралтейство по заданию парламента провело собственное расследование. Тут-то и выяснилось, что жители Силли сами заманивали проходящие мимо суда на скалы островов. Они выбирали ненастную темную ночь, привязывали к рогам голодной коровы зажженный фонарь и пускали ее пастись на прибрежный луг. На этот «коровий маяк» и шли моряки. Естественно, их суда нарывались на подводные камни, а имущество потерпевшего крушение судна тут же «приватизировали» местные жители.

Парламент  решил эту проблему довольно просто. Он обязал маячную и лоцманскую корпорацию страны «Тринити Хаус» построить на самой западной оконечности островов Силли, скале Бишоп-Рок, маяк. Естественно,  его мощный луч перебивал свет  фонаря на коровьих рогах. Для местных жителей его строительство стало настоящей финансовой катастрофой.

Развитие маяков всегда старалось не отставать от прогресса.  Уже на рубеже 18 и 19 веков  французы и англичане придумали линзы, собирающие свет в пучок. Благодаря им в 19 веке самые скромные маяки не уступали по мощности легендарному Александрийскому, при этом их обслуживание обходилось значительно дешевле. Двух, а потом уже и одного смотрителя было вполне достаточно, чтобы обеспечивать работу. А после второй мировой войны большинство маяков в мире вообще перешли на полную  автоматизацию. В наше время многими маяками управляют дистанционно. А романтическая фигура смотрителя, в ненастную ночь карабкающегося на башню у ревущего моря, окончательно ушла в прошлое.