День первый. «Обитель зла» и трудовые нормы

С 6 по 10 июля в портах стран черноморского региона проходит неделя профсоюзных действий в защиту трудовых прав моряков. Чаще всего их нарушают на судах под удобными флагами.

Неделя действий - это традиционная для  Международной федерации транспортников кампания, ей уже больше полувека. На Черном море она проводится в четвертый раз. Кампания одновременно стартовала в крупных портовых городах Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Грузии и России, в том числе в Новороссийске, Тамани, Темрюке и Порт Кавказе. Кроме инспекторов МФТ в ней участвуют представители Российского профсоюза моряков. Пристальное внимание профсоюзов к судоходству в нашем регионе вполне оправдано: наряду с конвенционным флотом здесь активно используется субстандартный. Отсутствие коллективных договоров на судне и заработная плата для рядового в четыре раза ниже нижних пределов – вот обычная картинка для таких судов.

- Корпуса таких корыт - сплошная ржавчина, покрытая краской. Каждый год приносит три-четыре катастрофы, - говорит технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков Игорь Холявка. - Работа на них представляет настоящую угрозу и для жизни людей, и для безопасности судоходства в регионе в целом. Неделя действий  - это проверенный инструмент профсоюза в борьбе за достойные и безопасные условия работы моряков. Не случайно она становится уже традиционной.

Первый же день акции дает яркую иллюстрацию к очень неоднородному состоянию судоходства в нашем регионе. На одних судах, где побывала  техническая инспекция ЮТО РПСМ, соблюдаются все трудовые права моряков, а другие – просто «обитель зла». Например, балкер Anastasia c грузинско-турецким экипажем не может похвастаться ни коллективным договором на борту, ни соблюдением трудовых прав моряков. У членов экипажа нет даже спецодежды – ходят в том, что из дома привезли. При этом матрос АВ здесь счастлив, просто вовремя получая свои 900 долларов в месяц. А вот два других судна. На сухогрузе Brazen c филиппинским экипажем действует коллективный договор национального профсоюза. Рядовой моряк здесь получает на руки 1150 долларов – до ставки, рекомендованной Международной федерацией транспортников, сумма не дотягивает. Однако для Филиппин это просто целое состояние, поэтому никто и не жалуется. Но  при этом на соседнем причале стоит Therese selmer, где трудовые права украинско-румынского экипажа защищены коллективным договором стандарта МФТ. И для здешнего матроса норма - это уже 1900 долларов месяц.

- В эти дни группы инспекторов посещают суда, работающие под флагами иностранных государств, и проверяют соблюдение на борту международных трудовых норм, в первую очередь Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC), - рассказывает Ольга  Ананьина, инспектор МФТ в Новороссийске. - В случае обнаружения нарушений мы направляем  судовладельцам требования о немедленном их устранении. Параллельно мы информируем о положении дел на судне администрацию государства флага.

В период кампании любой моряк вне зависимости от национальности, пола, возраста и вероисповедания может обратиться к проверяющим за оказанием помощи в решении самых разных вопросов: по заработной плате, репатриации, питанию, спецодежде, спасательным средствам и др. 

Акция проходит на Черном море в четвертый раз и уже приносит свои плоды. Инспектора МФТ в регионе наладили контакт с администрациями Белиза и Мальты, под чьими удобными флагами ходит добрая половина флота в регионе. Так что злостным нарушителям прав моряков грозит временный запрет на судоходство под флагом этих стран. А теплоходы, где не соблюдаются права плавсостава, могут быть бойкотированы членами морских и докерских профсоюзов, входящих в МФТ, в любых следующих портах захода.