День третий: Посетили пионера и друга

Неделя профсоюзных действий в защиту трудовых прав моряков на Черном море продолжается. Инспектор Международной федерации транспортников Ольга Ананьина  вместе с коллегами и волонтерами Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков инспектировали суда в порту Новороссийска.

Выборочная проверка показала: не так черны дела на Черном море. Даже те суда, на которых коллективного договора не было, демонстрировали все же достойные условия для жизни и работы моряков.

Мы на Hammonia Virginia. Знакомимся с капитаном, проходим в офис – а там пустые полки. Где же вся судовая документация?

- Судно новое, несколько месяцев, как со стапелей. Еще не успели обрасти лишним, а необходимое все тут, - рассказал румынский капитан Михай Досер. – Сертификат MLC? Пожалуйста. У нас все  соответствует, еще при приемке судна на это особое внимание обращали.

- Условия труда и быта на судне действительно современные, - комментирует итоги инспекции технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка. – И даже его недостатки – той же природы, что и достоинства. На борту, как выяснилось, отсутствует  коллективный договор. Но  переговоры по его заключению, причем в формате Международной федерации транспортников (МФТ), уже ведутся. А моряки уже получают зарплаты в соответствии с его стандартами.

На следующем судне, Kaya Рioneer 1 под флагом Панамы, которое посетила с проверкой профсоюзная инспекция, коллективного договора тоже не оказалось. И снова это была единственная серьезная претензия к нему.

- Даже удивительно, что договора на таком судне нет, - рассказывает инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. – По всему видно: подход к делу тут солидный. Питание организовано на 7-8 долларов в день, и заработная плата приличная.  Матрос АB получает 1000 долларов, это немного меньше того, что предусматривает коллективный договор   ТСС по Черному морю.

Для справки: Черноморский договор Международной федерации транспортников – это своего рода компромисс между морскими профсоюзами региона, поскольку при его составлении учитывались национальные особенности занятости и специфические аспекты работы судов в Черном море. Здесь низкие фрахтовые ставки, а суда ходят только между портами Черного моря, что позволяет говорить фактически о внутреннем плавании судов типа «река-море». Поэтому в договоре по Черному морю прописаны ставки, отличающиеся от стандартных, но приемлемые для моряков и судовладельцев.

Экипаж судна в основном  турецкий и в скором времени у него есть все шансы начать работу уже под «зонтиком» коллективного договора. По итогам нашей проверки  данные по Kaya Рioneer 1 будут переданы турецкому профсоюзу моряков, членской организации МФТ, который продолжит работу с судовладельцем. Колдоговор даст морякам дополнительные социальные гарантии, например страховку от несчастного случая, в которой четко обозначены компенсации по потере трудоспособности и смерти. Для судовладельца же, который уже обеспечил экипажу вполне  достойную заработную плату, его заключение станет скорее формальностью. А репутационные бонусы он точно получит. В судоходном бизнесе это многое значит.  

На балкере под турецким флагом Dost (это означает друг), который мы также посетили в этот день,  коллективный договор на борту есть. Как рассказал капитан Килик Мурат, рядовые у них получают 1000-1200 долларов в месяц.  А тех, кто задержался на борту сверх положенных по контракту шести месяцев, ждет небольшая надбавка. Зарплату платят вовремя, быт налажен – вот и атмосфера на борту вполне дружественная, соответствует названию.