День третий. ITF добралась до камышового порта

 

На Юге России продолжается акция профсоюзов в защиту трудовых прав моряков на Черном море. Ее впервые проводит во всех крупных портах Международная федерация транспортников (МФТ - ITF). Представители МФТ и Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков совместно инспектировали суда в портах Темрюк, Новороссийск, Ейск.

Порт Новороссийск. Теплоходы Annabella-1 и Hassan- D в акватории Черного моря частые гости. Annabella-1 (флаг Мальты, экипаж - украинцы, капитан - россиянин) – судно, можно сказать, с иголочки. А вот Hassan- D (флаг судна -  Молдова, экипаж - сирийцы) едва ли не на ладан дышит. Зарплату своим морякам оба судовладельца платят в размере, рекомендованном Международной организацией труда. Это минимальные ставки в судоходстве – понятно, что они далеки от признанных международным сообществом морских профсоюзов.  Но на задержку зарплат экипажи не жалуются.

О вступлении в силу Сводной конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» (ее еще называют «Биллем о правах моряков») на обоих судах моряки впервые услышали от нас. Журналы с разъяснением прав плавсостава, в том числе и на арабском языке, которые МФТ специально издала для этой Черноморской акции, люди расхватали тут же. Похоже, им предстоит узнать много нового. Ведь, как выяснилось в ходе профсоюзной проверки, на судне Hassan- D отсутствует не только коллективный договор, но даже и индивидуальные контракты у членов экипажа. Да и условия проживания у сирийских моряков те еще: к примеру, количество туалетов и душевых не соответствует даже далеко не жестким нормам конвенции. Остается только гадать, когда и как судовладельцы и операторы судна намереваются приводить его в соответствие с требованиями. И возможно ли это чисто технически на таком музейном экспонате? А ведь август, когда Сводная конвенция МОТ вступит в силу и станет всеобщим требованием, уже не за горами.

Темрюк. Этот порт часто называют камышовым. Вокруг, и правда, сплошные камыши. Но участники акции и волонтеры МФТ добрались и сюда. Здесь мы посетили  SVL Glory и Chelsea-7. Оба судна работают под мальтийским флагом. Однако, какой контраст в условиях труда! Если на Chelsea-7 зарплата близка всего лишь к норме, рекомендованной  МОТ, то экипаж SVL Glory живет в достатке. К примеру, матрос класса АВ за месяц вместе со всеми овертаймами и бонусами получает около 2000 долларов. Секрет сытой жизни прост: на судне действует коллективный договор стандарта МФТ. Стоит ли говорить, что там порядок и в быту, и на рабочих местах.

Порт Ейск. В этот день активисты Ейской городской организации ЮТО РПСМ проверили четыре судна: «Волго-Дон-211», «Волго-Дон-219» (оба под флагом России), Sandra 2 (флаг Сент-Китс и Невис ) и  Alvadi 1 (флаг Украины). Размер заработной платы у моряков на этих судах - в пределах,  рекомендованных МОТ. Жалоб на задержку выплаты не поступило.

На этом активная фаза Черноморской кампании профсоюзов «Black Sea of shame» («Черное море позора») завершена. Впереди – анализ собранной информации и подведение итогов. А значит, к этой теме мы еще вернемся. А вы можете посмотреть фоторепортажи с посещений судов в порту Темрюк ЗДЕСЬ.