Диагноз – социальный демпинг

С 6 по 10 июля в странах Черноморского региона под эгидой Международной федерации транспортников (МФТ) прошла традиционная Неделя профсоюзных действий в защиту трудовых прав моряков.

«Зарплату платят вовремя, быт налажен», - жалоб офицеры балкера Dost инспектору МФТ в Новороссийске Ольге Ананьиной не предъяКампания одновременно стартовала в крупных портовых городах России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии. В 29 российских портах Черного и Азовского морей инспекторы МФТ и Российского профсоюза моряков (РПСМ) проверили условия труда и быта 3110 моряков на 60 судах. И заставили судовладельцев выплатить им почти 200 тысяч долларов  незаконно удержанной заработной платы.

- В этот раз в рамках акции на Черном море было проверено вдвое больше судов, чем в мае 2014 года. Экипажи большей частью состояли из граждан Турции, Украины, Филиппин, меньше всего было моряков из Сирии и России, - подводит итоги инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. – Общий вывод таков: к сожалению, Черное море продолжает оставаться одним из самых опасных в мире для моряков. Старый флот без адекватного страхования, отсутствие коллективных договоров, защищающих безопасность рабочих мест плавсостава, и заработная плата в разы ниже, чем в среднем по миру, – эти проблемы по-прежнему главные для нашего региона.

Наличие сертификата MLC на борту проверяли в первую очередь.Этот вывод подтверждается и собственной статистикой Южной территориальной организации РПСМ, принимавшей участие в акции МФТ. В одном только Новороссийске (а проверялись еще Ейск и Порт Кавказ, где работают членские организации ЮТО РПСМ) ее инспекторы и волонтеры за эти дни ознакомились с условиями труда и жизни плавсостава на 10 судах. Коллективные договоры стандарта МФТ, которые можно назвать современным знаком качества в судоходстве, были на двух. Еще на одном - новеньком сухогрузе Hammonia Virginia - судовладельцы были на стадии переговоров по его заключению.  Коллективные договоры, заключенные с национальными профсоюзами, были на двух балкерах - Dostи Brazen. В них условия для моряков были чуть хуже, но все равно на уровне. На остальных судах этот документ отсутствовал в принципе. Что это значит? Прежде всего то, что на каждом втором проверенном в ходе акции судне поле для злоупотреблений со стороны работодателя в вопросах заработной платы, репатриации, компенсаций в случае получения травмы остается.

Знание – сила! Офицеры сухогруза Brazen получили профсоюзную печатную продукциюНа практике это выглядит так. Филиппинский экипаж танкера Pfoenix AN и украинско-румынский с сухогруза Therese selmer питаются на девять - десять долларов сутки, обеспечены спецодеждой и средствами защиты, а за режимом их труда и отдыха и в компании, и на судне строго следят. Рядовые здесь получают 1800 - 2000 долларов в месяц, с репатриацией и прочим вопросов нет. Такие условия труда и стандарты заработной платы обеспечил коллективный договор формата МФТ.

 На судах, стоящих у соседних причалов, договора нет вообще. Здесь матросы АВ за точно такой же опасный и тяжелый труд в том же самом регионе получают от 600 до 900 долларов, работают в сандалиях и домашних «трениках», и постоянно испытывают дефицит то воды, то провизии, то моющих средств.

При этом ни с одного проверенного ЮТО РПСМ судна жалоб от плавсостава не поступило! Парадокс объясняет Шота Беридзе, матрос балкера Anastasia:  

- Год назад моих 900 долларов на жизнь хватало едва - едва. А в этом году доллар окреп, так что теперь я вернусь домой в Батуми богачом.  

Моряки балкера Therese Selmer защищены коллективным договором формата МФТЕще доступнее объясняют этот парадокс жизнерадостные сирийцы с лесовоза Nour J. Это здесь в ходе Недели действий были зафиксированы самые низкие заработные платы. Матросу на Nour J платят всего семьсот долларов -  отнюдь не щедро. Однако в Сирии даже до гражданской войны это были неплохие деньги, а уж теперь им вообще рады от души. Вот и выходит, что судовладелец просто пользуется ситуацией, когда уровень зарплаты регулирует не честный рынок труда, а отсутствие у моряка выбора и общая бедность в стране крюинга. Между обстрелами и возможностью дешево, но более безопасно продать свой труд они, конечно, выбирают мирную работу. Ну и что это, как не социальный демпинг?

Именно поэтому морские профсоюзы настаивают на заключении коллективных договоров. Такого уровня заработной платы ни в одном договоре не встретишь – бумага не стерпит. И поэтому же, согласно Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC 2006),колдоговорпростодолжен быть на борту. По итогам инспекторских проверок нотисы о необходимости его  заключения были направлены в адрес судовладельцев, а также в администрации государства флага судов.

Технический инспектор ЮТО РПСМ Игорь Холявка и инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина беседуют c капитаном Kaya Рioneer 1Еще одна системная проблема на Черном море - катастрофически быстро стареющий флот. Средний возраст судов, пришедших  в Новороссийск в период Недели действий, - 22-23 года. В Темрюке и Ейске картина еще печальнее, в среднем лет на пять-шесть. Содержать эти «ржавые корыта» в более-менее судоходном состоянии – каторжный труд. 

- В последние годы на Черном море обычным делом стали суда в возрасте далеко за сорок, - рассказывает технический инспектор ЮТО РПСМ Игорь Холявка. -  Практика такова: судовладельцы приобретают в Европе или Америке двадцатилетний «секонд хенд» и эксплуатируют его как минимум еще столько же. Я разговаривал с  турецким старпомом, который от души радовался пригнанному из Майами катамарану двадцатилетней давности. По сравнению с прежним его судном это было новье! Естественно, такое положение дел повышает аварийность в регионе. Именно поэтому вопрос о достойных зарплатах для моряков и социальных гарантиях, которые дает колдоговор, остается на Черном море животрепещущей темой.

Однако вот ведь странность: на всех судах, в том числе и субстандартных, где побывали профсоюзные инспекторы, есть декларации о том, что условия на борту соответствуют требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC). А ведь на самом деле соответствовать они не могут ничему. Выходит, что на практике даже «Билль о правах моряков», цель которого - сделать судоходство честным и цивилизованным, а труд моряков отвечающим стандартам достойной занятости, служит порой прикрытием для эксплуатации.  

Впрочем, джинн уже выпущен из бутылки! Осведомленность  моряков о своих правах, гарантированных MLC 2006, на наших глазах за пару лет выросла в разы. Дают-таки свои плоды усилия профсоюза по информированию экипажей во время всех предыдущих кампаний, килограммы розданной печатной продукции на всех языках мира, продвижение этих знаний в интернет - пространстве.

Яркий пример тому - трудовой спор на судне Rusen Mete под флагом Сьерра-Леоне. Сигнал SOS пришел с него в офис инспектора МФТ в Новороссийске Ольги Ананьиной в последний день недели действий. Попав на борт, Ольга ужаснулась: турецко-грузинский экипаж  уже неделю голодает,воду для питья берут из балластных танков, зарплату два месяца не получают. Репутация судовладельца оказалась уже давно подпорчена, переговоры с ним пришлось вести три дня.

- Экипаж во главе со старпомом тоже не сдавался, они свои права хорошо знали, - рассказывает Ольга Ананьина. - Турецкие и грузинские моряки решили потребовать полный расчет, так называемый total, со всеми переработками и надбавками, в том числе за мойку трюмов. В результате им выплатили почти пятьдесят тысяч долларов. Кроме того, мне удалось добиться, чтобы они были репатриированы за счёт судовладельца.

В дни проведения профсоюзной акции проблемы возникли не только у владельцев Rusen Mete. Были задержаны суда «Ладва» и «Палладий», принадлежащие компании Sailtrade (она и до этого уже числилась в «черных списках» МФТ за систематическую задержку зарплаты). Так профсоюзы смогли вернуть морякам еще больше ста сорока тысяч долларов задолженности.

 

Наша справка

Неделя действий прошла во всех крупных портах Черного моряНеделя профсоюзных действий в защиту трудовых прав моряков - одна из старейших кампаний МФТ, ей уже более полувека. На Черном море в первый раз она прошла в мае 2013 года. Тогда во всех крупных портах региона от Новороссийска до Таганрога было проинспектировано 26 судов.

Всего с мая 2013 года в России прошло четыре Недели действий на Черном море.  Задача этих кампаний - максимально очистить регион от субстандартных и аварийных судов с рабскими условиями труда на борту. Главное оружие инспекторов во время проверок - Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC 2006). Ее ведь недаром называют «Биллем о правах моряков».