Для моряков важны социальные программы профсоюза

 Социальные программы для моряков, проблемы, с которыми они сталкиваются, работая на судах под флагом РФ, и лучшие практики заключения коллективных договоров обсуждались в эти дни в  Новороссийске. Здесь прошло совещание руководителей территориальных и первичных организаций Российского профсоюза моряков (РПСМ).

В активе «первичек» в составе Южной территориальной организации (ЮТО) РПСМ пять коллективных договоров, которые надежно защищают самое главное право российских моряков: право на безопасный,  достойно оплачиваемый труд. Среди них – договор ПАО «Новошип», который неоднократно признавался лучшим в Краснодарском крае.

- Социальные программы для моряков и работников берега – очень важный аспект этой работы, который порой недооценивают, - рассказал председатель ЮТО РПСМ Николай Попов. – С самого начала мы четко обозначили приоритеты: прежде всего здоровье моряка. Наши люди приходят в свой профком, чтобы получить абонементы в бассейн или спортзал, которые они могут посещать всей семьей.

Корпоративная программа включает не только физкультурно-оздоровительные, но и культмассовые мероприятия. Очень популярны туристические поездки в Абхазию, Крым, Сочи или на балетные спектакли в Краснодар. Моряки возвращаются оттуда полные впечатлений, делятся фотографиями в соцсетях – и это также работает на имидж профсоюза. В канун Нового года работники предприятия - более тысячи человек - приходят в профком за пригласительными билетами на утренники для детей, за новогодними подарками. Рождение ребенка или потребность в лечении: работники пароходства обращаются в профсоюз за материальной помощью. Когда в 2012 году Юг России пережил страшное наводнение, пострадавшим также старались помочь оперативно и действенно. Люди до сих пор при встрече благодарят.

Получается, что у моряков есть немало поводов для посещения профкома. Так приходит понимание того, что профсоюз необходим. И только потом – осознание того, что это реальная сила, способная защитить, случись травма, болезнь или трудовой конфликт. Что коллективный договор – это действенный инструмент на страже твоих интересов, а национальный профсоюз моряков, аффилированный с ITF, способен в случае необходимости организовать даже и международную поддержку.

Очень важным инструментом в защите трудовых прав моряков стала Сводная конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС), который профсоюз использует во взаимодействии со службами капитана порта. 

- Каждая жалоба в профсоюз на невыплату заработной платы на судне становится поводом для внеплановой проверки PSC,  - рассказал Руслан Ляшенко, инспектор PSC в портах Тамань, Темрюк и Порт-Кавказ. – До задержания судна дело может даже не дойти. Порой достаточно, чтобы о долгах по зарплате, которые могут стать причиной задержания судна, стало известно фрахтователю. И представители судовладельца будут каждые полчаса звонить в профсоюз с вопросом, что еще мы можем сделать для моряков. Ведь на кону – судьба выгодного контракта. Моряк может обратиться в профсоюз, в прокуратуру, к капитану порта: в любом случае реагировать будем мы. В нашей практике был случай, когда после такого обращения в секретариат Парижского меморандума, сразу четыре судна одной компании были задержаны в разных портах мира.   

Таманская первичная профорганизация, входящая в ЮТО РПСМ, заслужила доверие членов профсоюза, когда смогла защитить интересы незаконно уволенного моряка. Представители РПСМ из всех регионов поделились подобной практикой, опытом расследования несчастных случаев и анализом работы недавно вступивших в силу поправок к КТМС, касающихся финансовых гарантий судовладельцев по репатриации моряков и компенсации морякам, связанным с болезнью, травмами на борту судов, долгосрочной потерей ими трудоспособности или смертью. 

По словам заместителя председателя РПСМ Игоря Павлова, несмотря на то, что база для выполнения новых правил КТМС в российском законодательстве существует, она по сути не действует, как того требует Конвенция. Так, РПСМ сталкивался со случаями, когда брошенные судовладельцем в чужом порту моряки пытались обратиться к страховщику, но тот просто отказывал им в выполнении страховых обязательств. Страховые свидетельства, которые обязаны быть на борту судна с 18 января этого года, оказываются просто бумажками, которые ничем не обеспечены. Во избежание подобных инцидентов в будущем РПСМ предлагает правительству РФ принять меры по разработке системы финансовых гарантий по репатриации моряков, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Эти и другие предложения легли в основу резолюции, принятой по итогам совещания.