Доверчивый клиент, или Как не попасться на удочку аферистов

История обмана моряков псевдо-крюинговыми агентами стара как мир. И вместе с тем актуальность потеряет нескоро. Обладая удивительной живучестью, мошенники адаптируются к любым изменениям на рынке труда и в обход национального и международного законодательств все-таки находят своего доверчивого клиента.

– В письме все было так красиво написано, – рассказывает моряк П. – Норвежская компания, оффшорное судно, высокая зарплата…Сначала даже поверил. Представитель крюинга писал, что все расходы оплачивает компания. А потом сказал: «Плати сам за визу, которая обязательно должна действовать два года». И дал адрес человека, который мог бы мне помочь. Тот заявил, что на все-про все надо 700 фунтов стерлингов, просил выслать через систему Moneygram. Вот тут я и насторожился, подумал: почему компания не может сама оплатить визу, ведь это ее обязанность?

Оказалось, что примерно в это же время в профсоюз поступило несколько аналогичных обращений от моряков. Все они рассказывали схожую историю: по электронной почте им пришло заманчивое предложение о работе в реально существующей судоходной компании на хороших условиях, с короткими контрактами и баснословной зарплатой. Но чтобы приступить к этой работе, нужны виза и страховка. При этом потенциальный работодатель предлагал морякам получить визу не в посольстве, а непосредственно в иммиграционной службе Норвегии, а страховку – в некой зарубежной фирме. Деньги, во всех случаях это была фиксированная сумма в 700 фунтов стерлингов, следовало перечислить через системы Moneygram, Western Union или иным образом, чтобы невозможно было отследить получателя.

Мошенники местного формата чаще действуют в открытую. Они берут в аренду офис, вешают зазывную табличку, предлагают морякам работу в реально существующей компании и просят оплатить услуги по ускорению процедуры получения желаемой должности. Именно таким образом лже-агенты недавно выманили у девятерых моряков больше 300 тысяч рублей! Естественно, что после получения требуемой суммы ни заветного места на том самом судне, ни какой-либо альтернативной работы морякам не предложили, офис быстро ликвидировали, а для горе-соискателей процесс хождения по крюингам начинается заново.  

– Моряки связываются с неблагонадежными компаниями по причине отсутствия альтернативы, – считает инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске Ольга Ананьина. – Недавно мне звонил украинский капитан, подписавший контракт с компанией, которая давно значится в черном списке. Я ему говорю: «Не идите в эту компанию!», он отвечает: «А куда мне идти? Я пенсионер, в Украине работы нет». Еще один недавний пример — сухогруз «Roksolana 2», который судовладелец бросил в Новороссийске вместе с экипажем, задолжав морякам зарплату — 100 тысяч долларов. Уже по прибытии на судно стало понятно, что компания «Med Global Group Ltd.», которой принадлежал сухогруз — неблагонадежная. Но моряки уже подписали контракт, заплатили крюинговым компаниям по тысяче долларов. Как после этого они могли вернуться домой, даже не попытавшись выйти в рейс?

Российский профсоюз моряков разработал на этот случай рекомендации, как не стать жертвой обмана крюинговых аферистов. Вот на что следует обратить внимание, чтобы вовремя распознать мошенников, не тешить себя надеждами на скорое получение «работы мечты» и не лишиться в итоге собственных денег:

•если вам не удается найти сайт компании или удается, но данные не совпадают с указанными «агентом»;

•если следом за письмом от «агента» приходят письма от «представителей иммиграционных властей», «авиакомпании» или «страховщиков» с просьбами об оплате – особенно через Western Union или переводом Moneygram;

•если вас просят воспользоваться своим личным счетом или открыть новый (особенно – когда просят сообщить данные этого счета);

•если вам предлагают распечатать бланк перевода;

•если вас просят получить по почте некое отправление и передать его кому-то;

•если вас просят оплатить визовые документы, страховку или дорожные расходы;

•если вам предлагают обратиться за визой в любое учреждение, кроме консульства.

Находясь в крюинговом офисе, убедитесь в том, что у агентства есть лицензия на трудоустройство граждан – она должна находиться на видном месте в офисе компании или предъявляться по вашему первому требованию. Ее отсутствие – реальный повод насторожиться. По данным Федеральной миграционной службы, осуществляющей лицензирование деятельности крюинговых компаний, легальные документы на трудоустройство российских моряков на суда под иностранными флагами в России на сегодняшний день имеют около 250 агентств. Полный список лицензированных крюинговых компаний Новороссийска вы сможете найти на нашем сайте, вкладка "В помощь морякам".

– Моряки ни при каких обстоятельствах не должны платить за трудоустройство, – считают специалисты Южной территориальной организации РПСМ. – Особенно теперь, когда вступила в силу Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве». Она четко говорит о том, что бремя финансовых затрат по прибытию моряка на судно целиком и полностью лежит на судовладельце.