Долги тянут ко дну

С иском в защиту прав российских моряков в суд Новороссийска обратилась городская прокуратура. Долги по заработной плате на паромах компании Nexus Maritime Services «Новороссийск» и «Севастополь» теперь могут обернуться для судовладельца арестом имущества и простоями на неопределенный срок. Заседание назначено на начало декабря.

Впрочем, простаивают паромы уже больше месяца: в конце октября государственный портовый контроль (PSC) Новороссийска задержал оба судна за несоблюдение норм Сводной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) в части выплаты заработной платы. Об этом наша газета писала в №21 за 19 ноября («За работу заплатили… справкой»). За месяц задержания Nexus Maritime Services едва закрыл долги за лето и начало осени. Догнать календарь никак не удается. Между тем, суда в сомнительном состоянии (достаточно сказать, что не так давно «Севастополь» получил от портовых властей Турции 39 технических замечаний!), выведенные на рейд, едва пережили недельный шторм в ноябре. В какой-то момент тот же  «Севастополь» капитании порта пришлось просто спасать: неуправляемое судно, на котором отказал главный двигатель,  дало сильный крен и едва не пошло ко дну. Пострадали каюты, уничтожены были остатки продуктов на камбузе и в артелке. Дело доходило до того, что моряку, который повредил глаз, несколько дней не оказывалась медицинская помощь: кто оплатит аренду катера для визита на рейд, если судовладелец и без того должен всем и каждому? Агентские расходы он тоже, конечно, не оплачивает. Моряки «Севастополя» решили уже объявить голодовку. Спасая их жизни, власти приняли решение поставить немореходный паром к причалу, доставили на борт кое-какие продукты. Квалифицированная медицинская помощь пострадавшему также была оказана, его прооперировали в Краснодаре, спасли человеку глаз.

Положение дел на «Новороссийске» в те же дни оказалось немногим лучше. На судне закончилась вода:  и опять - кто доставит ее на рейд, если ответственный за снабжение судна работодатель платить не собирается? Моряки обратились в администрацию Президента России, а их  родственники бросили клич по Интернету с призывом всем собраться в Новороссийске, чтобы спасать своих родных. Мать одного из моряков с «Новороссийска» Ирина Никифорова приехала из Санкт-Петербурга, чтобы помочь сыну Аркадию Шуневичу. Она даже сама арендовала катер, чтобы ехать на рейд, но сильный затяжной шторм расстроил эти, прямо сказать, авантюрные планы. Сейчас воду на судно все же доставили – на какое-то время проблема решена. «Новороссийск» остается на рейде, его техническое состояние пока позволяет ему находиться на плаву. Однако топлива осталось на неделю, а обесточенное неуправляемое судно – это снова прямая угроза судоходству.

Представитель Nexus Maritime Services Валерий Ревунков раскрыл родственникам моряков причину невыплаты заработной платы. Оказывается, компания попала под санкции из-за того, что работала в Крыму. На счета был наложен арест. «Не только экипажи без зарплаты - мы тоже денег не получаем», - рассказал он. Инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в порту Новороссийск Ольга Ананьина подвергла эти слова сомнению: «Последние порты заходов обоих паромов вовсе не в Крыму, а на Ближнем Востоке, туда они возили сантехнику. А это значит, что деньги компания получила и имеет полную возможность рассчитаться с моряками».

Вообще, Nexus Maritime Services давно числится в «черных списках» МФТ из-за хронических долгов по заработной плате перед экипажами. В 2001 году Российский профсоюз моряков и МФТ решали эти проблемы на судах «Висмарк Виктория», «Висмарк Глория» и «Натол».

- Тогда нарушение прав моряков привело к арестам судов в Испании, Англии и Нидерландах, а по факту мошеннических действий, совершенных в отношении членов экипажей, было возбуждено уголовное дело, - рассказывает Ольга. - История 2001 года повторяется. За судами «Новороссийск» и «Севастополь» снова стоит В. И. Ревунков, как и 14 лет назад моряки не получают зарплату, а решением их проблем занимаются морские профсоюзы и правоохранительные органы.  

Не в пример быстрее решились аналогичные проблемы моряков на борту другого «задержанта» - балкера Fatima 1 ливанской компании Amazon Shipping (флаг Сент-Винсент и Гренадин). Он также был задержан портовыми властями Новороссийска за несоблюдение норм Сводной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) в части выплаты заработной платы, а техническое состояние судна и бытовые условия вызывали самые серьезные нарекания. Экипаж балкера интернациональный: сирийцы, украинцы, египтянин и индиец. Вмешательства МФТ оказалось достаточно, чтобы запас продуктов на борту судовладелец пополнил, долги морякам вернул, а тех, кто пожелал списаться с судна, репатриировал. Украинцев при этом менять пришлось дважды: приехавшие на смену также отказались работать на Fatima 1. Не стали списываться только сирийцы, ведь на родине у них – война.

- Удивительно, но замена нашлась даже тем морякам с паромов «Новороссийск» и «Севастополь», кто устал от борьбы со своим работодателем и согласился списаться на берег без денег, - говорит Ольга Ананьина. – С депонентской справкой в кармане решили уйти 16 человек. А тех россиян, кто пришел им на смену, не испугали ни задержания, ни долги, ни туманные перспективы.  

«Профсоюзная морская газета» продолжает следить за развитием ситуации.