Железный конь из-за «железного занавеса»

Во Владивостоке на стене одного из жилых домов появился барельеф с изображением моряка. В правой руке он держит руль от иномарки, а в левой – «баранку» отечественного автомобиля. Под барельефом красуется подпись – «Правый навсегда!».  Почему именно моряк? Да потому что более тридцати лет назад именно советские мореманы открыли для своих соотечественников мир комфортных автомобилей.

Конечно, они были подержанными. И соответствовали отечественной схеме дорожного движения как седло корове. И, тем не менее, для нас, считавших иконой стиля газовскую «Волгу», это был прорыв. Автоматическая коробка передач! Гидроусилитель руля! Климат-контроль! Купить машину с нуля советский человек позволить себе не мог. Счастливыми владельцами иностранного авто в СССР тогда были три категории граждан: дипломаты, моряки и Володя Высоцкий. Оно и понятно: только они  регулярно и почти без проблем ходили за «железный занавес». А у моряков к тому же было  еще и доступное средство доставки покупки -  судно.

О тех временах вспоминает Игорь Холявка, технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков. В те годы он был молодым начальником рации на судах Новороссийского морского пароходства:

- Прежде, чтобы приобрести автомобиль за границей, надо было сначала получить разрешение «сверху», для чего требовалось собрать «автографы» у половины пароходства: отдел кадров, профсоюз, партком. И только к концу 80-х - началу 90-х годов большинство ограничений сняли, и моряк получил возможность ввезти в страну для собственных нужд одну иномарку.

Равной популярностью  у наших пользовались тогда любые европейские подержанные авто. Но самый большой праздник для моряка наступал, когда его судно направлялось в Японию. В одном таком рейсе я приобрел свою первую «ласточку» - Mazda Capella.Сухогруз «Андрей Лавров» шел в Японию за грузом труб. На тот момент у меня, молодого начальника рации, было задепонировано 300 долларов. И я вместе со всем экипажем весь переход грезил о «хондах», «тойотах» и разных прочих «маздах».

На пути в Японию мы собственноручно сварили конструкцию для подъема автомобилей на борт. Боцман готовил крепежную арматуру. Когда до японского порта Кобе оставались считанные дни, устроили лотерею - разыграли места на палубе под наши будущие покупки. Самыми лучшими считались те, что выше от моря и не на крышках трюмов.

И вот мы в Японии. Те, кто был во время стоянки на вахте и не мог отлучиться, заказывали машины по каталогу, который принес агент. Остальные отправились к месту торговли. Помню, как перед нами открылась огромная, насколько хватает глаз, площадь, вся сплошь заставленная автомобилями, один лучше другого. Такого я еще не видел. Глаза просто разбежались. Машины выстроились рядами, по цене. Надо сказать, что японцы не торгуются. Какую цену назвали, за ту и покупай. Зато уж если ты заплатил, они сами оформят все необходимые документы и через пару часов пригонят автомобиль прямо к трапу. Купили себе по машине почти все. И когда наши покупки выстроились на причале вдоль борта, все свободные от вахты взялись за погрузку. Половина экипажа  стропила автомобили, другая принимала их на борт.

А весь обратный переход каждую свободную минуту мы намывали свои «ласточки», тем более что пригнали их довольно грязными. Особенно не повезло третьему помощнику капитана. Свою «тойоту» он покупал по каталогу, а когда автомобиль пригнали, тот оказался настолько засижен голубями, что даже модель было не узнать. Но ничего, все отмылось. Навели лоск и ходили вокруг в полном восторге. Вы только представьте, у всех машин и стеклоподъемники, и кондиционеры! А ведь в те времена мало у кого он был даже дома, в квартире. И самое главное -  не надо было хлопать дверью со всей дури. Самое лучшее приобретение, кстати, оказалось как раз у третьего помощника: красавец-седан «кроун» класса «люкс». У него в салоне были даже элементы звукового интерфейса – приятный женский голос говорил, какая кнопка нажата и что за этим последует. Объявлялось, конечно, все это по-японски, но мы все равно каким-то чудом понимали. От восторга, наверное. В общем, в Советском Союзе все это было просто ненаучной фантастикой!

Со временем многие моряки стали ввозить автомобили не только для себя. Купленная за бугром машина приносила многократную прибыль. Спрос рождает предложение: народ быстро распробовал зарубежный продукт, и готов был платить за иномарки, даже с правым рулем, какие угодно деньги. И загнать его обратно в отечественные «жигули» было уже просто невозможно. Для некоторых моряков это стало даже новой профессией: они ушли из морей и занялись автомобильным бизнесом. Но это уже совсем другая история.