Жизнь изменили КПСС и инженерная интуиция

Владимир Шохин, старший механик NS Captain СКФ Новошип, придя на флот сорок лет назад, об офицерской карьере даже не помышлял.

- Мою жизнь, как ни смешно это прозвучит, изменила КПСС – Коммунистическая партия. И я ей за это искренне благодарен, - рассказывает Владимир Николаевич. - Свою работу на флоте я начинал с рядовых позиций. После мореходной школы пришел в пароходство мотористом, вырос до донкермана, заведование свое знал отлично и был абсолютно счастлив в должности, не мечтая ни о какой другой.

 Тогда, в семидесятые, на каждом советском судне обязательно была партийная ячейка.  Т\х «Антарес», на котором работал Шохин, не был исключением. Офицеры-партийцы все уши ему прожужжали: «Вступай да вступай в партию, коммунистам нужны толковые молодые кадры из рабочих». В конце концов, он решился, но попасть в КПСС оказалось не так просто: сначала надо было в кандидатах походить. На этом этапе к молодому перспективному кадру присмотрелись уже и в парткоме пароходства: «А что же ты без высшего образования? Вот тебе партийное задание – расти над собой, поступай в НВИМУ (Новороссийское высшее инженерное морское училище)».

- Отступать от принятых решений не в моем характере, - говорит Владимир Николаевич. – Пришлось идти  учиться заочно. Но жизнь моя с этого момента стала совсем не сладкой. С вахты пришел – сразу за учебники, домой из рейса вернулся –  тут же за парту. По партийной линии опять же общественные нагрузки. «Вышку» окончил, карьера пошла в гору - тут уже в первую очередь в дела нужно вникнуть, обстоятельно к новому заведованию подойти: в общем, хоть разорвись. На очередной  аттестации главный инженер пароходства, знаменитый Леонид Константинович Крыштын, дал мне тогда мудрый совет: «Ты толковый механик, потенциал у тебя большой. Не растрачивай его попусту. Если хочешь преуспеть как инженер – сосредоточься на этом».

Так для молодого третьего механика всё встало на свои места. Остальное доделали последовательность, привычка доводить любое дело до конца и немного инженерной интуиции.

- Я ведь с железом всегда умел ладить. У меня на него просто шестое чувство, - вспоминает стармех. - Помню, пришел я на танкер «Тромсо Фиделити» третьим. Начал у нас главный двигатель хандрить, пришлось даже встать посреди Атлантики. И всё вроде за то, что проблема в топливном насосе, а это значит, не меньше четырех часов простоя на его замену. А я чувствую, дело в форсунках. Уговорил нашего стармеха, Олега Ивановича Новака, на пару не затратных по времени тестов. Оказалось, и правда, форсунки. Мы их тогда за полчаса поменяли - и нет простоя.

На самом деле можно предположить, что никакого шестого чувства у Владимира Николаевича нет. Просто пять других настроены на работу судовых механизмов как камертон.

- Инженер – это призвание, - объясняет Шохин. – Если боишься техники, тебе никогда не научиться ее чувствовать. Поломку, которая еще даже не случилась, можно определить по звуку или на ощупь. Бывало, проходишь мимо электродвигателя – что-то не то. Прислушаешься, приложишь руку к корпусу: да, вибрация изменилась. Механизм сам даст тебе все нужные подсказки еще до того, как среагирует автоматика. Нужно только внимательно слушать.

Надо ли удивляться, что первое и единственное серьезное ЧП в карьере такого «деда» случилось в 1999 году:

- Я в первый раз пришел в должность на танкер «Капитан Осташевский». Судно только вышло из планового ремонта в Палермо – и вдруг возгорание. Оказалось, итальянские судоремонтники поставили внутри воздушного ресивера главного двигателя некачественные крылатки. Пламя потушили, поломку устранили, а я все себя корил: не уследил, в первом же рейсе чуть пожар не устроил. Я думал, на этом моя карьера и закончится. Выговор тогда я и вправду схлопотал, но устный. А вскоре меня даже «повысили»: перевели работать «под флаг». В начале нулевых там зарплата была ощутимо выше, так что такой перевод всерьез считали повышением. Но с тех пор ни одного аврала.

За сорок лет работы в море Владимир Шохин много раз был отмечен различными наградами, в том числе Почетной грамотой департамента транспорта Краснодарского края и  корпоративным нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу на морском транспорте». Он уверен, что отсутствие ЧП - заслуга всей машинной команды. За последние пятнадцать лет рядом с ним выросло немало замечательных специалистов. Среди них вторые механики Александр Мордовин и Игорь Набережный: оба очень ответственные, вполне могут уже и собственную машинную команду возглавить. Третий механик Дмитрий Дерюгин пришел к Владимиру Николаевичу еще мотористом, с тех пор на его глазах и рос и в навыках, и в должности.

В современном судоходстве безопасности мореплавания уделяется основное внимание. Часть этой культуры – система международных проверок: портовые власти, администрация флага, классификационные общества, береговая охрана и, конечно, нефтяные компании с их веттингами (инспекциями).

- Это, пожалуй, всегда самый серьезный экзамен,  - рассказывает Владимир Николаевич. – Вот совсем недавно проходили мы веттинг техасской нефтегазовой компании Phillips 66. Инспектора интересует все, вплоть до техники безопасности при движении по трапу. «Good condition», - подводит он итоги проверки. Нет у него к машинному отделению ни одного замечания. Такая оценка для меня – лучшая награда.