Заболел на борту: что делать?

Уходя в рейс, моряк должен знать не только свои обязанности, но и права.  В особенности это касается порядка получения медицинской помощи. Каковы будут последствия списания? Как поступит компания, если моряк заболел? Оплатит ли лечение?

Несмотря на то, что ответы на эти вопросы будут зависеть от того, под каким флагом моряк работает, первоначальные этапы схожи для всех моряков. Так как врачей на судах торгового флота нет, вопросы лечения и возможного списания решаются иначе. Моряку следует обратиться к капитану и заявить о невозможности выполнять свои обязанности в связи с болезнью или травмой. С помощью члена экипажа, прошедшего курсы оказания первой медицинской помощи, будет оценено состояние здоровья заболевшего. После этого капитан оповестит об инциденте судовладельца и страховое агентство. Они и определят дальнейшие действия, которые необходимо принять в отношении пострадавшего моряка.  

У моряков, работающих под флагом Российской Федерации, вопросов с оплатой лечения возникать вообще не должно – работодатель обязан застраховать своих работников в Фонде социального страхования, и они всегда могут рассчитывать на страховые выплаты.

Под иностранным флагом все сложнее. Если на судне нет коллективного договора, то вопросы регулируются в соответствии с индивидуальным контрактом моряка. Если этим договором вопросы оплаты медицинской помощи не регулируются – тогда все отдано на усмотрение судовладельца. Поэтому в Российском профсоюзе моряков (РПСМ) всегда напоминают морякам – перед тем, как уйти в рейс, проверьте, есть ли на судне коллективный договор РПСМ. Если судно под иностранным флагом работает по коллективному договору РПСМ, знайте: именно в нем и зафиксирован порядок получения вами медицинской помощи и выплат от судовладельца.

Кто оплатит счет?

Осмотр врачом и необходимое лечение, согласно коллективному договору, оплачивает судовладелец. Врач выписывает справку, выдает заключение о заболевании и при необходимости направляет в госпиталь. В этом случае моряк списывается с судна и после курса лечения возвращается домой, а все транспортные расходы берет на себя компания-работодатель. При этом отработанный моряком период на судне компания обязательно должна оплатить в полном объеме.

Но не всегда бывает так, что лечение заканчивается в госпитале в порту списания: бывает, что болезнь или травма требуют долговременного лечения и реабилитации. В таком случае по возвращении домой в течение трех дней моряк должен обратиться в свою поликлинику с заключением, выданным врачом, лечившим его ранее. Оно в обязательном порядке должно быть  переведено на русский язык. А врач из поликлиники после обследования уже диагностирует либо полное выздоровление, либо назначает дальнейшее лечение и выписывает новый больничный.

Судовладелец будет оплачивать лечение моряка согласно коллективному договору или индивидуальному контракту, в которых четко прописаны условия и длительность выплат. В основном это делается лишь тогда, когда болезнь или травма были получены непосредственно на судне во время рейса.

Исключения из правил

Страховые компании и судовладельцы не готовы оплачивать лечение всех болезней без исключения: одно дело внезапно возникшее в рейсе заболевание или полученная травма, и совсем другое – обострение хронической болезни, о которой моряк не сообщил на медкомиссии.

Список болезней-исключений также указан в коллективном договоре. Помимо обострения хронических заболеваний туда входят любые травмы, полученные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, даже самого легкого, а также в результате умышленного членовредительства. Но если болезнь не входит в список исключений, лечение и больничный морякам всегда компенсируется работодателем и/или страховщиком.

Важно учитывать и другой аспект: если в компании на основании заключения врача сделают вывод о том, что списался моряк не столько по медицинским показаниям, сколько по собственному желанию, то затраты на перелет и возвращение домой будут вычтены из его зарплаты.

Компенсировать потери

Сотрудник, получивший травму на производстве, всегда имеет право на компенсацию, и моряк в данном случае не исключение. Если в рейсе произошел несчастный случай, в результате которого человек пострадал или травмировался так, что это может повлиять на его последующее трудоустройство, он может затребовать компенсацию по договору. Размер компенсации будет зависеть от серьезности травмы и определятся в соответствии с условиями коллективного договора.