За работу заплатили… справкой

Конец года ознаменовался в Новороссийске массовыми  задержаниями субстандартных судов:  «Новороссийск», «Севастополь», а следом и Fatima 1 – и все это в течение двух недель. А между тем, задержание – это крайняя мера, на которую идут портовые власти. О ситуации на трех задержанных бортах, а также о том, что заставило применить к ним столь серьезные санкции, рассказывает инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в Новороссийске Ольга Ананьина.

- Причиной стали множественные грубые нарушения требований Международной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC), - говорит Ольга. – Ее неформальное название - «Билль о правах моряков». Так вот на этих судах моряки имели право на рабский труд, голод и возможность бесплатно рискнуть здоровьем и жизнью.

В начале ноября к инспектору МФТ в Новороссийске обратились российские экипажи судов «Новороссийск» и «Севастополь», принадлежащих компании Nexus Maritime Services. Оба под флагом Палау. Причина трудового SOS у обеих команд тоже общая – невыплата заработной платы.

На бумаге зарплата у моряков по меркам Черноморского региона очень даже приличная. Например, у матроса AB это 1500 долларов. Свои «затраты» на огромные оклады компания-судовладелец компенсировала тем, что просто-напросто не платила морякам заработанные ими деньги. Ну, в лучшем случае  делала это с многомесячными задержками. Компания давно славится тем, что бесплатно и бессовестно кредитуется у своих экипажей. У инспектора МФТ в Новороссийске целая  кипа заявлений от моряков, которых списали с судна с депонентской справкой вместо денег.

По это причине сухогруз «Севастополь» только в этом году уже дважды задерживался в Новороссийске. А в Турции портовые власти вынесли ему 39 технических замечаний сразу!

- Вот уже три месяца моряки «Севастополя» болтаются на рейде Новороссийска без дела и без денег, – рассказывает Ольга Ананьина. – За все это время их жены и дети не получили ни копейки: на что людям жить? Общий долг перед экипажем - 120 тысяч долларов.

На «Новороссийске» экипажу задолжали за три месяца 170  тысяч долларов. Ситуация усугубляется тем, что уже несколько месяцев на борту перебои со снабжением: топлива и продуктов питания осталось впритык. На запрос о снабжении водой компания ответила письмом, в котором предложила экипажу … собирать дождевую воду. Позже судовладелец на телефонные звонки моряков вообще отвечать перестал и никаких мер по восстановлению снабжения не предпринимает.

Теперь, после коллективной жалобы обеих команд на многократное нарушение MLC, судьбу «Новороссийска» и «Севастополя» будут решать  в капитании порта и транспортной прокуратуре Новороссийска.

История Nexus Maritime Services еще ждет своего разрешения, а на подходе уже новые обманутые моряки. Седьмого ноября с балкера Fatima 1 (флаг Сент-Винсент и Гренадин) в офис инспектора МФТ в Новороссийске тоже поступила жалоба. У владельца, ливанской компании Amazon Shipping, накопился долг по зарплате перед всеми членами экипажа за три месяца. Общая сумма - более пятидесяти тысяч долларов.

Ольга Ананьина незамедлительно посетила ливанский балкер у причала Центрального района ПАО «Новороссийский морской торговый порт».

- Зрелище печальное. Судну нет еще и двадцати лет, а его техническое состояние уже  плачевное. Сказываются китайская постройка и плохой уход, - рассказывает Ольга. -  Кто же будет душу вкладывать в работу, когда матрос первого класса вместе со всеми переработками получает не более 500 долларов? Мало того, что это ниже норм, рекомендованных Международной организацией труда, - даже этих крох морякам не платят.

Бытовые условия на судне вообще не соответствуют никаким требованиям MLC.

- В артелках и холодильниках хоть шаром покати. Накануне из-за перебоев с электричеством у экипажа пропали все продукты, – рассказывает Ольга. – Все, что я там увидела - это немного макаронов и просроченный маргарин.

Экипаж балкера интернациональный: сирийцы, украинцы, египтяне и один индиец. И все они едины в своем мнении: работать на  Fatima 1 невозможно.

- Когда последний раз проходили Босфор, я все время  боялся, что  потонем, – выразил общее мнение экипажа украинский старпом Артур Паринов. – Хватит испытывать судьбу.

С ним солидарны другие украинцы: они потребовали себе замену и срочную репатриацию в связи с невыполнением компанией ее обязательств по контракту, а также полной непригодностью к эксплуатации самого судна. Множественные нарушения требований  «Билля о правах моряков» заставили портовые власти Новороссийска принять экстренные меры: они задержали сухогруз. Сейчас инспектор МФТ ведет переговоры с ливанской компанией Amazon Shipping. Уже удалось добиться выплаты долгов и репатриации для украинской части экипажа. Однако прибывший на замену экипаж, состоящий из шести граждан Украины,  пришел в ужас от увиденного на судне и отказался работать в таких условиях. Теперь предстоит добиться репатриации и для них.

- Количество обманутых моряков на Черном море не уменьшается, - рассказывает Ольга Ананьина. -  Парадокс, но это – как раз свидетельство того, что «Билль о правах моряков» реально работает. За два последних года моряки узнали о своих правах и не боятся открыто их отстаивать, вот статистика и растет. Больше того, этот документ уже стал отличным инструментом воздействия на нечистых на руку судовладельцев, который вошел в арсенал портовых властей. Такое грубое нарушение трудовых прав моряков, как невыплата заработной платы, стало серьезным основанием для применения самых строгих мер воздействия на работодателя. Код замечания 30, который применяется в случае документально подтвержденной невыплаты заработной платы, означает задержание судна до устранения замечания. По факту задержку зарплаты приравняли к поломке главного двигателя: в этом случае также применяется код 30.

Конечно, конвенция – это живой документ, который шлифуется на наших глазах самой жизнью. Можно говорить о том, что некоторые ее положения пора перевести из рекомендательной части в обязательную, – и в первую очередь это касается соблюдения ставок МОТ, а также введения в  обязательную норму наличия на судне коллективного договора. И есть  надежда, что так оно и случится.

балкер Fatima 1 (флаг Сент-Винсент и Гренадин)