За тарелку супа работать не согласны

В 21 веке на торговых судах под российским флагом процветает рабский труд! В этом убедился технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ).

Сухогруз «Есаул» (российский флаг, порт приписки Таганрог) встал под погрузку у десятого причала Новороссийского судоремонтного завода. Но еще до этого экипаж направил сигнал «SOS» в ЮТО РПСМ. С проверкой на судно прибыл инспектор Игорь Холявка.

- ЗАО «Навигатор», которому принадлежит «Есаул», уже несколько лет в «черном списке» у Российского профсоюза моряков, - рассказал Игорь Николаевич. - Он регулярно «кидает» своих моряков. Люди месяцами вкалывают без зарплаты, а потом, отчаявшись получить честно заработанное,  просто забирают личные вещи и в первом же удобном порту сходят на берег. Самые настырные после списания могут месяцами ходить в офис компании в Ростове-на-Дону. Но даже в этом случае выплата долга по зарплате их ждет не раньше, чем через год.

Вот и нынешняя проверка выявила, что весь экипаж «Есаула», от капитана до повара, не получал зарплату уже более трех месяцев. Моряки были готовы и дальше молчать, веря как в чудо в порядочность судовладельца. До тех пор, пока не узнали, что этой зимой «Навигатор» прикупил себе еще три судна.

- Нам говорят, что у компании нет денег, а сами флот пополняют. Это что же получается, они за наш счет свой бизнес расширяют?! – возмутились в команде.

- У меня в Волгограде жена с двумя детьми. Она учительница, живет на десять тысяч рублей в месяц. Вся надежда в семье на мою морскую зарплату. А меня все это время «завтраками» кормят. За три месяца ни копейки не перевели на зарплатную карточку, - рассказывает Виктор Ивленков, второй механик.

В следующем году «Есаулу» стукнет тридцать лет. За таким судном нужен уход и уход. Однако, компания об этом забыла и оставила сухогруз совершенно без технического снабжения. Так что моряки не только выступают невольными инвесторами ростовского судовладельца, но еще и вкалывают по полной, чтобы только удержать его почти аварийное имущество на плаву.

- Все судно в ржавчине и распорках, только по правому борту восемь дырок. Даже после слабенького шторма мы с матросом Дмитрием Зарей бежим пробоины латать, - рассказывает боцман  Александр Куренда. -  А при сильном шторме на нашем камбузе волнами ходит то Черное, то Азовское, то Средиземное море.

Да что там судно! Компания порой оставляет без снабжения даже людей.  Моряки работают без спецодежды, по-домашнему: «треники» да тапочки. На питание судовладелец выделяет не более шести долларов в сутки.

- Приходится жестко экономить, -  рассказывает повар Надежда Колтунова. - В январе этого года я умудрилась сделать небольшой НЗ, как чувствовала, что пригодится. И что же? В феврале мы встали на несколько недель на рейд в заливе Абу-Кир в Египте. В компании сказали: раз вы ничего не делаете - обойдетесь пока без снабжения. Почти месяц мы жили на сэкономленных макаронах и тех трехстах долларах, которые капитан выдал из своего кармана.

Да уж, труд античных рабов, конечно, присваивали, но при этом по крайней море кормили! Видя такое безобразие, инспектор Игорь Холявка тут же предпринял ряд шагов, чтобы пресечь  дальнейшее использование рабского труда на судне. Во-первых, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации инспектор предложил экипажу письменно уведомить судовладельца о прекращении работы в связи с невыплатой заработной платы. Удивительно, но подписаться под этими документами согласилось только пятеро (остальные испугались). Однако, и пяти уведомлений хватило, чтобы «Есаул» оказался под угрозой потерять мореходной статус. Ну, а во-вторых, заявления о прекращении работы с объяснением причин тут же поступили в  «port state control» Новороссийска, Рострудинспекцию и транспортную прокуратуру.

Буквально через час после этого Александр Черноштан, директор ЗАО «Навигатор», связался с ЮТО РПСМ. Переговоры шли двое суток. Бороться пришлось буквально за каждый рубль моряков. В результате тем, кто предпочел остаться на судне, была выплачена часть заработной платы. Повару оставшийся долг подтвержден депонентской справкой. С ней, по крайней  мере, потом можно обратиться в суд. Списавшемуся электромеханику Никите Блинову под давлением профсоюза была выплачена вся оговоренная контрактом сумма. В общей сложности экипажу было возвращено около двухсот тысяч рублей.

- Флот, на котором моряки работают за тарелку супа, - это, по сути, угроза безопасности мореплавания в регионе. Ведь там, где экономят на людях, начинается разруха. Мало того, что на подобные суда высококвалифицированный специалист работать не пойдет, так еще и те, кого удалось соблазнить такими вот условиями труда, начинают соответственно к нему относиться. Как говорится, вы делаете вид, что платите, а мы – что работаем, - рассказал технический инспектор труда ЮТО РПСМ. - Поэтому я уверен, что это не последняя проблема с «Навигатором». На всем остальном флоте компании, по нашим сведениям, также регулярно нарушаются трудовые права моряков.

И что же? Не прошло и недели, как пришли новости из Ирана. Там в порту Амирабад стоит судно «Navigator»  с российскими моряками, которым не платят зарплату в течение четырех, а в отдельных случаях и шести месяцев.

Ростовская компания-судовладелец «Navigator shipping» ещё до прибытия судна в Амирабад была поставлена в известность о том, что выгрузки зерна не будет, пока моряки не получат полного расчета по зарплате. Судовладелец не принял ультиматум команды всерьез. А зря: по прибытии экипаж действительно от выгрузки отказался. Судно было поставлено на рейд. Удостоверившись, что моряки настроены решительно, судовладелец уже пообещал выплатить часть задолженности в рублях (контракты подписаны на зарплату в рублях и долларах), но только тем, у кого есть счета в банке. Тех же, у кого счетов нет, уверили в том, что они получат заработанные деньги уже в Ростове, в отделе кадров. Однако, на такие условия моряки не согласны. Их удовлетворит только полная выплата заработанных денег здесь и сейчас. Говорят, теперь судовладелец пытается  угрожать экипажу проблемами после рейса. Впрочем, время сейчас не на его стороне: простой судна и срыв фрахта – это бешеные потери. Уж проще расплатиться по совести. Расплатится?

Сразу видно: сухогруз «Есаул» технического снабжения не получает