За чистоту Балтики борется профсоюз

Ежегодная Неделя действий профсоюза в защиту трудовых прав моряков прошла на Балтике. На судах, стоящих в портах от Скандинавии до России, побывали инспектора Международной федерации транспортников (МФТ) вместе с представителями национальных профсоюзов. В России профсоюзная акция прошла в Калининграде и Санкт-Петербурге. В ней участвовал и технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игорь Холявка.

В течение недели в порту Северной столицы инспекторы МФТ и представители морских профсоюзов проверяли условия труда и быта членов экипажей, работающих на судах под удобным флагом, наличие коллективных договоров. Ведь, как правило, если последнего на судне нет, моряки получают заниженную заработную плату, нередко с задержками, при этом живут и трудятся в условиях, не соответствующих международным стандартам.

Разбившись на группы, инспектора МФТ вместе с технической инспекцией труда РПСМ посещали суда у питерских причалов. Самое гнетущее впечатление произвел сухогруз «Волго-Балт 195» под российским флагом. Он будто старая «копейка» - вот-вот развалится, но пока еще на ходу. Очевидно, что уход за ним стоит нечеловеческих усилий. Однако, говорить об условиях труда и быта на борту готовы были только рядовые члены экипажа.

- Пришлось связаться с назначенным лицом компании. Тот посоветовал старшим офицерам не увиливать от проверки, – рассказал Игорь Холявка.

Самое интересно, что в ходе инспекции выяснилось: нарушений на сухогрузе нет. Однако, зарплата у матроса «Волго-Балт 195» весьма скромная - 700 долларов. Она соответствует нормам Международной организации труда, однако далека от адекватной оплаты той каторжной работы, которую проделывает экипаж, чтобы поддержать сухогруз на ходу.

- В один из дней акции нас приятно удивили турки, - вспоминает Игорь Николаевич. – Чистенькое, ухоженное судно Gulmar, молодая команда (даже капитан не старше сорока), общительный комсостав, в экипаже кадет - женщина. Оказывается,  для турок это распространенное явление. Вот тебе и страна с мусульманскими обычаями!

За время акции в Санкт-Петербурге и Калининграде было проверено 53 судна, подписан один коллективный договор. Благодаря работе профактивистов морякам возвращена задолженность по зарплате на сумму более 23 тысяч долларов, выплачена компенсация в размере 150 тысяч моряку, потерявшему в результате несчастного случая трудоспособность.

Неделя действий по традиции - это еще и обмен опытом. В этом году в состав групп, посещающих питерский порт, вошли финны. И наоборот: в финских портах в дни акции вместе со своими коллегами работали профактивисты из России. Причем, в знак поддержки балтийской профсоюзной акции практически во всех финских портах на два часа были приостановлены работы.

- В этом году Россия ратифицировала конвенцию «О труде в морском судоходстве», или «Билль о правах моряков», как ее еще называют, - рассказывает технический инспектор труда Игорь Холявка. - Ведь труд моряка имеет особый характер. Здесь все - система трудоустройства, прохождение медицинской комиссии, репатриация – не так, как на берегу. Наконец, моряки не только работают, но и живут на судне. Соответственно, круг регулируемых вопросов значительно шире, чем просто прием на работу, увольнение и порядок выплаты  заработной платы.

«Билль о правах моряков» начнет действовать в мировом судоходстве с осени следующего года. Семинар по этой теме для технических инспекторов труда РПСМ, прошедший в рамках Недели действий, станет хорошим подспорьем в дальнейшей работе по защите трудовых прав моряков в порту Новороссийск.